ТЕМЫ ДЕКАБРЬСКОГО СОЧИНЕНИЯ 2020-2021. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания итогового сочинения

·                   Критерий № 1 «Соответствие теме»

·                   Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

·                   Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

·                   Критерий № 4 «Качество письменной речи»

·                   Критерий № 5 «Грамотность»

Критерий № 1 «Соответствие теме». Раскрытие  темы.

(Если у сочинения нет конкретной цели высказывания, коммуникативного замысла, то это грозит «незачетом»).

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

…использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Ученик должен привести не менее 1 аргумента. При этом он может по-своему трактовать произведение, использовать элементы комплексного анализа (разбирать проблемы, смысл, образы главных героев в контексте темы).

«Незачет», если ученик не привёл  аргументацию, или не использовал ни одного произведения в защиту своей позиции, а также если только упомянул название и событие из книги, но не связал их с темой эссе.

Пример ошибки:

Тема: Может ли добро победить зло?

Аргумент: В пьесе «Гроза» Катерина – луч света в тёмном царстве. Она добра и сострадательна, но в семье ей не везёт: Кабаниха постоянно критикует её, шагу не дает ступить без упрека. В их доме так тяжело находиться, что муж героини, Тихон, постоянно норовит покинуть его и не защищает жену, боясь матери. В финале Катерина не выдерживает давления и совершает самоубийство. Только тогда её муж раскаивается в этом и нападает на Кабаниху, обвиняя её во всем.

(Здесь автор просто пересказывает сюжет книги, не рассуждая и не анализируя текст.)

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Логическая связность частей:

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий № 4 «Качество письменной речи». Речевое оформление эссе. Требования:

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Если постоянные недочеты затрудняют понимание коммуникативного замысла автора, то ставится «незачёт».

Критерий № 5 «Грамотность»

 «Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Забвению не подлежит

В этом направлении Вас ждут темы войны (в этом году важная годовщина Великой Победы), исторической памяти, культурного наследия нашей страны. 

  1. Почему важно не забывать уроки войны?
  2. Как Вы понимаете лозунг «Ничто не забыто, никто не забыт»?
  3. Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
  4. Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
  5. Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
  6. Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  7. Что такое «эхо войны»?
  8. Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  9. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  10. О каких событиях людям нельзя забывать?
  11. Какие люди оставляют свой след в истории?
  12. Можно ли забыть прошлое своей страны?
  13. Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
  14. Как Вы понимаете фразу поэта Саади «Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет»?
  15. Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  16. Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?
  17. Как сохранить культурное наследие страны?
  18. Должен ли человек чтить своих предков?
  19. Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
  20. Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?

Я и другие

Проблемы взаимодействия личности и окружения, социальные конфликты, темы индивидуальности, одиночества и борьбы за самобытность.

  1. Кого можно назвать «лидером»?
  2. Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?
  3. Почему детский коллектив жесток?
  4. Что отличает ведущего человека от ведомого?
  5. Как окружение влияет на личность?
  6. Согласны ли Вы с мнением В. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?
  7. Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?
  8. Что означает фраза «плыть по течению»?
  9. Кого можно назвать «белой вороной»?
  10. Что такое «зона комфорта»?
  11. Как Вы понимаете фразу А. де Сент-Экзюпери «Все дороги ведут к людям»?
  12. Как Вы понимаете фразу И. Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?
  13. Чем народ отличается от населения страны?
  14. Как общество влияет на человека?
  15. Стоит ли доверять общественному мнению?
  16. Можно ли жить без общения с людьми?
  17. Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин»?
  18. Как происхождение влияет на мировоззрение человека?
  19. Почему между личностью и обществом возникают конфликты?
  20. Может ли один человек изменить общество?

Время перемен

Влияние глобальных и личностных изменений на личность в самом человеке или в окружающем его мире.

  1. Может ли человек изменить мир?
  2. Как война меняет жизнь людей?
  3. Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
  4. Какие явления меняют жизнь людей?
  5. Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?
  6. Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
  7. Почему человек деградирует?
  8. Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
  9. Как война меняет человека?
  10. Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?
  11. Согласны ли с мнением А. Жида «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега»?
  12. Почему люди боятся перемен?
  13. Почему так сложно изменить себя?
  14. Должен ли человек меняться вслед за окружением?
  15. Как Вы понимаете фразу М. Горького «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?
  16. Когда человеку необходимы перемены?
  17. Стоит ли менять себя ради любви?
  18. Как революция влияет на положение в стране?
  19. Может ли человек изменить свою судьбу?
  20. Согласны ли Вы с фразой О. Хаксли «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».

Разговор с собой

Вопросы, касающиеся только собственного внутреннего мира и его развития. Для стремящихся понять себя лучшего направления не найти.

  1. Что значит «быть самим собой»?
  2. Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
  3. Почему человеку сложно понять себя?
  4. Почему люди деградируют?
  5. В чем заключается процесс самопознания?
  6. Что такое «самосовершенствование»?
  7. Почему человеку нужно развиваться?
  8. Что такое «внутренний мир человека»?
  9. Нужно ли человеку меняться к лучшему?
  10. Почему люди уходят в себя?
  11. Что может изменить мировоззрение человека?
  12. Какой опыт духовно обогащает личность?
  13. Согласны ли Вы с мнением М. Твена «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
  14. Как Вы понимаете фразу Цицерона «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)»?
  15. Согласны ли Вы с фразой Сократа «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
  16. Зачем человеку познавать себя?
  17. Как Вы понимаете фразу Г. Гессе «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
  18. Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?
  19. В чем заключается смысл жизни?
  20. Кого можно назвать совестливым человеком?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Самое интригующее направление. Эти темы итогового сочинения 2020-2021 года будут самыми сложными, потому что, судя по комментарию от ФИПИ, для аргументации понадобятся современные книги о молодежи, которых нет в школьной программе.

  1. Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  2. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  3. Согласны ли Вы с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»?
  4. О чем мечтает мое поколение?
  5. Чего хотят добиться мои сверстники?
  6. Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
  7. Чем новое поколение отличается от предшествующих?
  8. Как мое поколение изменит мир?
  9. Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
  10. Как современная молодежь воспринимает искусство?
  11. Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?
  12. Кого можно назвать «героем нашего времени»?
  13. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
  14. Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь?
  15. Какие герои становятся кумирами моих сверстников?
  16. Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  17. Согласны ли Вы с мнением Г. Торо «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?
  18. Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
  19. Какие черты характеризуют мое поколение?
  20. Как мои сверстники относятся к семье?

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *