Критерии оценивания итогового сочинения
· Критерий № 1 «Соответствие теме»
· Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
· Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
· Критерий № 4 «Качество письменной речи»
· Критерий № 5 «Грамотность»
Критерий № 1 «Соответствие теме». Раскрытие темы.
(Если у сочинения нет конкретной цели высказывания, коммуникативного замысла, то это грозит «незачетом»).
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
…использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Ученик должен привести не менее 1 аргумента. При этом он может по-своему трактовать произведение, использовать элементы комплексного анализа (разбирать проблемы, смысл, образы главных героев в контексте темы).
«Незачет», если ученик не привёл аргументацию, или не использовал ни одного произведения в защиту своей позиции, а также если только упомянул название и событие из книги, но не связал их с темой эссе.
Пример ошибки:
Тема: Может ли добро победить зло?
Аргумент: В пьесе «Гроза» Катерина – луч света в тёмном царстве. Она добра и сострадательна, но в семье ей не везёт: Кабаниха постоянно критикует её, шагу не дает ступить без упрека. В их доме так тяжело находиться, что муж героини, Тихон, постоянно норовит покинуть его и не защищает жену, боясь матери. В финале Катерина не выдерживает давления и совершает самоубийство. Только тогда её муж раскаивается в этом и нападает на Кабаниху, обвиняя её во всем.
(Здесь автор просто пересказывает сюжет книги, не рассуждая и не анализируя текст.)
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Логическая связность частей:
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи». Речевое оформление эссе. Требования:
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
Если постоянные недочеты затрудняют понимание коммуникативного замысла автора, то ставится «незачёт».
Критерий № 5 «Грамотность»
«Незачет» ставится, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Забвению не подлежит
В этом направлении Вас ждут темы войны (в этом году важная годовщина Великой Победы), исторической памяти, культурного наследия нашей страны.
- Почему важно не забывать уроки войны?
- Как Вы понимаете лозунг «Ничто не забыто, никто не забыт»?
- Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
- Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
- Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
- Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
- Что такое «эхо войны»?
- Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- О каких событиях людям нельзя забывать?
- Какие люди оставляют свой след в истории?
- Можно ли забыть прошлое своей страны?
- Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
- Как Вы понимаете фразу поэта Саади «Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет»?
- Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
- Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?
- Как сохранить культурное наследие страны?
- Должен ли человек чтить своих предков?
- Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
- Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?
Я и другие
Проблемы взаимодействия личности и окружения, социальные конфликты, темы индивидуальности, одиночества и борьбы за самобытность.
- Кого можно назвать «лидером»?
- Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?
- Почему детский коллектив жесток?
- Что отличает ведущего человека от ведомого?
- Как окружение влияет на личность?
- Согласны ли Вы с мнением В. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?
- Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?
- Что означает фраза «плыть по течению»?
- Кого можно назвать «белой вороной»?
- Что такое «зона комфорта»?
- Как Вы понимаете фразу А. де Сент-Экзюпери «Все дороги ведут к людям»?
- Как Вы понимаете фразу И. Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?
- Чем народ отличается от населения страны?
- Как общество влияет на человека?
- Стоит ли доверять общественному мнению?
- Можно ли жить без общения с людьми?
- Согласны ли Вы с поговоркой «Один в поле не воин»?
- Как происхождение влияет на мировоззрение человека?
- Почему между личностью и обществом возникают конфликты?
- Может ли один человек изменить общество?
Время перемен
Влияние глобальных и личностных изменений на личность в самом человеке или в окружающем его мире.
- Может ли человек изменить мир?
- Как война меняет жизнь людей?
- Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
- Какие явления меняют жизнь людей?
- Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?
- Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
- Почему человек деградирует?
- Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
- Как война меняет человека?
- Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?
- Согласны ли с мнением А. Жида «Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега»?
- Почему люди боятся перемен?
- Почему так сложно изменить себя?
- Должен ли человек меняться вслед за окружением?
- Как Вы понимаете фразу М. Горького «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?
- Когда человеку необходимы перемены?
- Стоит ли менять себя ради любви?
- Как революция влияет на положение в стране?
- Может ли человек изменить свою судьбу?
- Согласны ли Вы с фразой О. Хаксли «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».
Разговор с собой
Вопросы, касающиеся только собственного внутреннего мира и его развития. Для стремящихся понять себя лучшего направления не найти.
- Что значит «быть самим собой»?
- Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
- Почему человеку сложно понять себя?
- Почему люди деградируют?
- В чем заключается процесс самопознания?
- Что такое «самосовершенствование»?
- Почему человеку нужно развиваться?
- Что такое «внутренний мир человека»?
- Нужно ли человеку меняться к лучшему?
- Почему люди уходят в себя?
- Что может изменить мировоззрение человека?
- Какой опыт духовно обогащает личность?
- Согласны ли Вы с мнением М. Твена «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
- Как Вы понимаете фразу Цицерона «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)»?
- Согласны ли Вы с фразой Сократа «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
- Зачем человеку познавать себя?
- Как Вы понимаете фразу Г. Гессе «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
- Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?
- В чем заключается смысл жизни?
- Кого можно назвать совестливым человеком?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Самое интригующее направление. Эти темы итогового сочинения 2020-2021 года будут самыми сложными, потому что, судя по комментарию от ФИПИ, для аргументации понадобятся современные книги о молодежи, которых нет в школьной программе.
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
- Согласны ли Вы с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»?
- О чем мечтает мое поколение?
- Чего хотят добиться мои сверстники?
- Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
- Чем новое поколение отличается от предшествующих?
- Как мое поколение изменит мир?
- Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
- Как современная молодежь воспринимает искусство?
- Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?
- Кого можно назвать «героем нашего времени»?
- Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
- Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь?
- Какие герои становятся кумирами моих сверстников?
- Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
- Согласны ли Вы с мнением Г. Торо «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?
- Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
- Какие черты характеризуют мое поколение?
- Как мои сверстники относятся к семье?