(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)— Березу объезжаешь, значит?
(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)— Ну, скоро твоей игре конец!
(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.
(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)— Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.
(53)— Берёзу?
(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.
(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По В. Крапивину)
Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «— Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):
- Тезис (формулируем, опираясь на предложенную цитату из текста, так как в ней заключён основной смысл того, о чём предстоит писать сочинение).
- Комментарий тезиса.
- Аргумент 1 (по тексту).
- Аргумент 2 (по тексту).
- Вывод.
Шаг 3. Оформляем тезис и комментарий к нему.
В финале текста В. Крапивина звучат тёплые и многообещающие слова персонажа Матвея Сергеевича, направленные в адрес доброго и доверчивого мальчика Альки: «- Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет». Даже если не знать содержания полного текста, из этих двух предложений становится понятно, что читателю предлагается знакомство с замечательными людьми, имеющими большое сердце. Ведь «настоящим человеком» можно назвать лишь того, кто обладает добрым, отзывчивым сердцем, кто готов незамедлительно прийти на помощь любому нуждающемуся в ней. Докажем справедливость высказанной мысли, обратившись к тексту В. Крапивина.
Шаг 4. Подтверждаем тезис и комментарий двумя аргументами из текста.
Аргумент 1. Первое, что хочется отметить: ребёнок с малых лет видит и понимает красоту природы. В момент, когда практикант пугает Альку уничтожением берёзы, мальчик с большой силой чувств пытается вызвать такое же видение красоты и в этом бездушном персонаже: «— Дяденька, не надо, она же красивая!..». Умение видеть красоту окружающей природы и стремление эту красоту сберечь хранит в своём сердце не каждый взрослый. А здесь – ребёнок…
Аргумент 2. Алька – добрый, милосердный мальчик. Об говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.
Шаг 5. Подумаем над выводом.
Итак, мы убедились в том, что Матвей Сергеевич не зря предсказал Альке большое будущее — именно такие люди, как этот мальчик, достойны звания «настоящих людей».
Шаг 6. Проверяем и корректируем сочинение.
Сочинение-рассуждение 15.2.
В финале текста В. Крапивина звучат тёплые и многообещающие слова персонажа Матвея Сергеевича, направленные в адрес доброго и доверчивого мальчика Альки: «- Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет». Даже если не знать содержания полного текста, из этих двух предложений становится понятно, что читателю предлагается знакомство с замечательными людьми, имеющими большое сердце. Ведь «настоящими» можно назвать лишь добрых, отзывчивых людей, которые готовы незамедлительно прийти на помощь любому нуждающемуся в ней. Докажем справедливость высказанной мысли, обратившись к тексту В. Крапивина.
Первое, что хочется отметить: ребёнок с малых лет видит и понимает красоту природы. В момент, когда практикант пугает Альку уничтожением берёзы, мальчик с большой силой чувств пытается вызвать такое же видение красоты и в этом бездушном персонаже: «— Дяденька, не надо, она же красивая!..». Умение видеть красоту окружающей природы и стремление эту красоту сберечь хранит в своём сердце не каждый взрослый. А здесь – ребёнок…
Алька – добрый, милосердный мальчик. Об этом говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.
Итак, мы убедились в том, что Матвей Сергеевич не зря предсказал Альке большое будущее — именно такие люди, как этот мальчик, достойны звания «настоящих людей».
Шаг 7. Оформляем свой вариант сочинения.
Успехов!
Делитесь важной информацией с друзьями в соцсетях!