(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? — ответил Лёнька. — (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Лёня. — (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски — отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»
– (34)Таланта! — повторил Лёня громче. — (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К. Г. Паустовскому) *
* Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.) — русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Задание
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)
Русский филолог Ф. И. Буслаев справедливо отмечал: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Знаменитый языковед вложил в свои слова глубокий смысл, ведь предложение – это такая единица синтаксиса, которая приобретает законченность мысли только при взаимодействии «отдельных слов» между собой. Приставки и окончания этих слов служат особым инструментом для придания каждому предложению особое, сугубо индивидуальное значение.
Для доказательства высказанной мысли обратимся к тексту К.Г. Паустовского, в котором любое взятое во внимание предложение имеет свою конкретную организацию и по-своему передаёт оттенки авторского замысла. Например, в предложении 16 использовано разговорное слово «встревает», произносимое «бабой из Пустыни». Приставка в глаголе придаёт слову значение фамильярности, в результате чего вырисовывается образ безграмотной, даже завистливой «бабы», ничего не понимающей в искусстве. Авторское отношение к невежеству женщины можно определить, прочитав только это предложение.
Рассмотрим 7-е предложение, содержащее антитезу: «Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых». Слово «академик», употреблённое в единственном числе, звучит в этом предложении возвышенно, так как противопоставлено слову с экспрессивно-приниженной оценкой («пастушат»), хотя и употреблённому во множественном числе. Тем самым автор даёт понять читателю, что в кругу обычных («сопливых») ребятишек порой может расти такой самородок, результатами труда которого впоследствии будет гордиться вся страна. Как видим, о многом нам говорит всего одно предложение!
Рассуждая о словах Ф.И. Буслаева, прихожу к выводу: лексическое значение и грамматическая структура каждого отдельного слова отражают авторский замысел только через предложение.