(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)— Березу объезжаешь, значит?
(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)— Ну, скоро твоей игре конец!
(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.
(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)— Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.
(53)— Берёзу?
(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.
(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):
- Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
- Комментарий тезиса.
- Аргумент 1 (по тексту).
- Аргумент 2 (по тексту).
- Вывод.
Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лингвист указывает на взаимодействие и связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании и предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.
При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:
- лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
- синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
- морфологические – части речи;
- грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).
Чтобы понять, какие аргументы мы будем рассматривать, более подробно разберёмся с цитатой лингвиста Степанова и её ключевыми словами: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». В каком разделе языка изучается «словарь языка»? Конечно, в разделе «Лексика»! Значит, для первого аргумента мы возьмём одно из лексических средств выразительности. Вторая часть цитаты говорит сама за себя, потому что в центре изучения грамматики находятся такие понятия, как синтаксис, морфология и словообразование – вот почему второй аргумент будет содержать изобразительно-выразительные средства, связанные с перечисленными разделами.
Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.
Аргумент 1. Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью или образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича.
Аргумент 2. С точки зрения грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в разных устах все эти обращения имеют разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы и обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.
Шаг 6. Делаем вывод.
Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.
Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала). И вот что получилось в результате.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Языковед указывает на связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании или предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью, образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича. Так работают лексика и грамматика в своей взаимосвязи.
С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.
Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.
Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.
Успехов!
Делитесь с друзьями в соцсетях полезной информацией!