Сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Крапивина (пошаговая инструкция)

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(6)Парень спросил:

(7)— Березу объезжаешь, значит?

(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)— Ну, скоро твоей игре конец!

(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)— Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.

(53)— Берёзу?

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Г. Степанова.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):

  1. Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
  2. Комментарий тезиса.
  3. Аргумент 1 (по тексту).
  4. Аргумент 2 (по тексту).
  5. Вывод.

Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лингвист указывает на взаимодействие и связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании и предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.

Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.

При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:

  • лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
  • синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
  • морфологические – части речи;
  • грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).

Чтобы понять, какие аргументы мы будем рассматривать, более подробно разберёмся с цитатой лингвиста Степанова и её ключевыми словами: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». В каком разделе языка изучается «словарь языка»? Конечно, в разделе «Лексика»! Значит, для первого аргумента мы возьмём одно из лексических средств выразительности. Вторая часть цитаты говорит сама за себя, потому что в центре изучения грамматики находятся такие понятия, как синтаксис, морфология и словообразование – вот почему второй аргумент будет содержать изобразительно-выразительные средства, связанные с перечисленными разделами.

Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.

Аргумент 1. Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью или образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным  и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича.

Аргумент 2. С точки зрения грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в разных устах все эти обращения имеют разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы и обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.

Шаг 6. Делаем вывод.

Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.

Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала). И вот что получилось в результате.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Языковед указывает на связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании или предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.

Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью, образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным  и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича. Так работают лексика и грамматика в своей взаимосвязи.

С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью). Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.

Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.

Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.

 Успехов!

Делитесь с друзьями в соцсетях полезной информацией!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *