ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
||
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
||
ТРОПЫ |
||
Аллегория |
Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Фемида (женщина с весами) – правосудие. |
Гипербола |
Художественное преувеличение. |
Шаровары шириною с Чёрное море. (Н. Гоголь)Прыгнул поп до потолка. (А.С. Пушкин)Её глаза расширились до формы чайных блюдец. |
Гротеск |
Художественное преувеличение до фантастических размеров. |
До неба достать рукою.Шар земной обнять. |
Литота |
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Сидеть тише воды, ниже травы.Мужичок с ноготок.Мальчик с пальчик. |
Ирония |
Тонкая насмешка (добрая или горькая). Вид комического; осмеяние того или иного явления, разоблачающее отрицательные черты характера ради утверждения положительных сторон. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (Басня И. Крылова). |
Оксюморон |
Сочетание, в котором соединяются не совместимые по смыслу понятия. |
«Мёртвые души» (Н.В. Гоголь).«Живой труп» (Л.Н. Толстой.«Честные конрабандисты» «М.Ю. Лермонтов). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Переносное значение слова или выражения, основанное на сходстве неназванного предмета или явления с каким-либо другим по общему признаку. |
Сонное озеро города. (А. Блок)В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)Выткался над озером алый цвет зари. (С. Есенин) |
Олицетворение |
Разновидность метафоры. Наделение неживых предметов свойствами живых существ. |
Дорога бежит.Дождь идёт.Природа радуется. |
Метонимия |
Переименование (замена одного слова другим на основе смежности двух понятий). |
Вся школа пошла на субботник.Я нёс с базара Гоголя и Пушкина.Класс зашумел. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии. Перенос значения с одних предметов на другие по количественному признаку. |
Каждую копейку в дом несет (деньги). |
Перифраз |
Переименование (замена слова схожим по лексическому значению выражением). |
Царь зверей (лев).Светило русской поэзии (А.С. Пушкин).Страна восходящего солнца (Япония). |
Окказионализмы |
Авторские неологизмы (художественные средства выразительности, образованные автором). |
Солнце златолобо (В. Маяковский).Плоды образования. |
Сарказм |
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. |
Сравнение |
Уподобление одного понятия (явления, действия) другому. При сравнительных оборотах используются сравнительные союзы (как, словно, будто, как будто, точно, что). |
Её уста что розы (А.С. Пушкин)Молвит слово — соловей поёт. |
Эпитет |
Художественное определение, используемое чаще всего в переносном значении. |
Горячее сердце.Железный характер. |
ДРУГИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
||
Синонимы |
Слова, различные по написанию, но близкие по значению. |
Бежать – мчаться.Говорить – болтать. |
Контекстные синонимы |
Слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста. |
Шум, осенний гомон листвы не умокал. |
Антонимы |
Слова, имеющие противоположенные значения |
Жестокий – добрый.Чёрствый – отзывчивый.Оригинал – подделка. |
Контекстные антонимы |
Слова, противопоставленные друг другу в условиях одного контекста. |
Русские и немцы слились в одну общую массу. |
Архаизмы |
Устаревшие слова (или обороты речи), вышедшие из активного употребления в связи с заменой слова другим. |
Очи (глаза); ланиты (щёки);Денница (правая рука). |
Историзмы |
Устаревшие слова или обороты речи, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением предмета. |
Царь.Кафтан.Барин. |
Омонимы |
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. |
Женская коса.Коса – инструмент для косьбы. |
Диалектизмы |
Слова, используемые жителями той или иной местности. |
Бурак (свёкла).Цибуля (лук). |
Профессионализмы |
Слова, используемые людьми той или иной профессии. |
Бор (врачебный инструмент).Мольберт (инструмент музыканта). |
Эмоционально окрашенные слова (эмоционально-экспрессивная лексика) |
Оценочные слова с положительной или отрицательной характеристиками. |
Чушь, паникёр, бабуся – сниженная, фамильярная лексика.Грядущее, отныне – возвышенная лексика.Дрыхнуть, брехун – грубо- просторечная лексика.Аленький цветочек – уменьшительно-ласкательное обращение. |
Лексический повтор |
Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания или предложения. |
Леса, кругом леса дремучие. |
|
||
|
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
||
Антитеза |
Фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств. |
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).Волос длинный – ум короткий. (Пословица) |
Анафора |
Единоначатие. Повторение слов, частей слов или выражений в начале нескольких предложений или стихотворных строк. |
Не напрасно шла гроза. Не напрасно погода изменилась. |
Градация (восходящая или нисходящая) |
Расположение слов или понятий по возрастающей или убывающей значимости. |
Пришёл, увидел, победил! |
Инверсия |
Обратный порядок слов, способствующий поэтизации фразы либо создающий интригу. |
Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов)Жили-были дед да баба. (Из русской народной сказки) |
Композиционный стык (лексический повтор) |
Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, которыми оно заканчивалось. |
Это был прекрасный звук. Звук, которым я наслаждался. |
Многосоюзие |
Намеренное использование повторяющегося союза. |
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. |
Парцелляция |
Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. |
Риторический вопрос |
Вопрос, не требующий ответа, выражение утверждения в вопросительной форме. |
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин) |
Риторическое восклицание |
Экспрессивно-эмоциональные восклицательные предложения, произносимые с целью усиления эмоционального воздействия на читателя, привлечения внимания. |
Что за прелесть эти сказки! (А.С. Пушкин) |
Риторическое обращение (обращение-олицетворение) |
Обращение к неживым предметам или животным. Перенесение человеческих чувств или мыслей на неодушевленные предметы и явления. |
О Родина! Люблю твои просторы! |
Ряды однородных членов |
Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста. |
Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. |
Синтаксический параллелизм |
Сходное (параллельное) построение фраз, строк. |
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.С. Лихачёв) |
Умолчание |
Намеренное прерывание мысли, недосказанность с целью самостоятельного домысливания происходящего. |
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/ Я близ Кавказа рождена. (А.С. Пушкин) |
Эллипсис |
Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Мужики – за топоры! (неполное предложение, используется тире вместо слова «взялись») |
Эпифора |
Единая концовка. Одинаковая концовка нескольких слов или фраз. |
Я всю жизнь шёл к тебе. Всегда верил тебе. |
|
||
|
||
|
||
|
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
||
Аллитерация |
Повтор согласных, создающий образ или картину действительности. |
Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши –стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей. |
Ассонанс |
Повтор гласных, создающий образ или картину действительности. |
Отправляется в дорогу королевич Елисей.(А.С. Пушкин). Протяжно произносящиеся О-А-Е передают понимание того, что дорога будет нелёгкой.Люблю березу русскую
|
УПРАЖНЕНИЕ 5. ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ И ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В СТИХОТВОРЕНИИ С.ЕСЕНИНА:
Поет зима — аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
________ в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
___________ у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И ________ все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная
В ________ солнца, ясная
Красавица весна.
Проверьте, угадали ли вы те слова, которые были у С.Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова: плывут, прижались, злится, улыбках?
Что вы в природе любите сильнее всего: лес, море, скалы, деревья или что-то другое?
УПРАЖНЕНИЕ 6. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ.
А природа опять то предельно проста,
То одета в цветастые платья (Р. Рождественский)
Пока качает полночь усталый материк,
Я солнце собираю на дорогах… (Ю. Визбор)
Сердце мое заштопано,
В серой пыли виски… (В.Высоцкий)
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм. (С. Есенин)
… Это синий апрель потихоньку заплакал.
Наблюдая апрельские шутки людей (М. Анчаров)
Рвет ветер листвы поредевшей ветошь,
Над лугом то снег, то дождь.
Скажи, если милого друга встретишь,
Где с ним приют найдешь?
-Ах, мне ли бояться поры ненастной,
Пусть ветер, пусть снег с дождем, —
Я милого друга от всех напастей
Укрою в сердце своем. (Н. Рыленков)
… Предательство, предательство –
Души незаживающий ожог. (А. Городницкий)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
…ночью лезли сны из-под подушки,
Все тени сказок, прятавшихся там. (Н. Рыленков)
УПРАЖНЕНИЕ 7. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ
Первый снег опушил у деревьев ресницы.
И в лесу и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы…
Как теперь ее песенка сердцу нужна! (Н. Рыленков)
Кусты в серебряных сережках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам. (Н. Рыленков)
Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
Небесный пастух пасет облака.
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика. (В. Цой)
Заря стоит до плеч в вишневой пене,
Сошла с лица дремота и ленца,
И тень березки всходит на ступени
Ночным дождем обмытого крыльца. (Н. Рыленков)
Катает ядра гром
С небесной светлой кручи. (С. Щипачев)
Уходят мои друзья…
И когда потеря громом крушенья
Оглушила, полоснула по сердцу,
Не спешите сообщить в утешенье,
Что немало есть потерь по соседству. (А. Галич)
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу. (В. Высоцкий)
Морозный воздух колется на льдинки,
Слепит глаза снегов голубизна,
И не снимает шапки-невидимки.
Чтоб не открыться до поры, весна. (Н. Рыленков)
Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно. И в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе. (С. Есенин)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С. Есенин)
Делитесь важной информацией с друзьями в соцсетях!