Средства выразительности речи

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

                                                          ТРОПЫ

Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Фемида (женщина с весами) – правосудие.
Гипербола
Художественное преувеличение.
Шаровары шириною с Чёрное море. (Н. Гоголь)
Прыгнул поп до потолка. (А.С. Пушкин)
 
Её глаза расширились до формы чайных блюдец.
Гротеск
Художественное преувеличение до фантастических размеров.
До неба достать рукою.
Шар земной обнять.
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Сидеть тише воды, ниже травы.
Мужичок с ноготок.
Мальчик с пальчик.
Ирония
Тонкая насмешка (добрая или горькая). Вид комического; осмеяние того или иного явления, разоблачающее отрицательные черты характера ради утверждения положительных сторон.
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (Басня И. Крылова).
Оксюморон
Сочетание, в котором соединяются не совместимые по смыслу понятия.
«Мёртвые души» (Н.В. Гоголь). 
«Живой труп» (Л.Н. Толстой.
«Честные конрабандисты» «М.Ю. Лермонтов).
Метафора
Скрытое сравнение. Переносное значение слова или выражения, основанное на сходстве неназванного предмета или явления с каким-либо другим по общему признаку.
Сонное озеро города. (А. Блок)
В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)
 
Выткался над озером алый цвет зари. (С. Есенин)
Олицетворение
Разновидность метафоры. Наделение неживых предметов свойствами живых существ.
Дорога бежит.
Дождь идёт. 
Природа радуется.
Метонимия
Переименование (замена одного слова другим на основе смежности двух понятий).
Вся школа пошла на субботник.
Я нёс с базара Гоголя и Пушкина.
Класс зашумел.
Синекдоха
Разновидность метонимии. Перенос значения с одних предметов на другие по количественному признаку.
Каждую копейку в дом несет (деньги).
Перифраз
Переименование (замена слова схожим по лексическому значению выражением).
Царь зверей (лев).
Светило русской поэзии (А.С. Пушкин).
Страна восходящего солнца (Япония).
Окказионализмы  
Авторские неологизмы (художественные средства выразительности,  образованные автором).
Солнце златолобо (В. Маяковский).
Плоды образования. 
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
Сравнение
Уподобление одного понятия (явления, действия) другому. При сравнительных оборотах используются сравнительные союзы (как, словно, будто, как будто, точно, что).
Её уста что розы (А.С. Пушкин)
Молвит слово    соловей поёт.
Эпитет
Художественное определение, используемое чаще всего в переносном значении.
Горячее сердце.
Железный характер.

                     ДРУГИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Синонимы
Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
Бежать – мчаться.
Говорить – болтать.
Контекстные синонимы
Слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
Шум, осенний гомон листвы не умокал.
Антонимы  
Слова, имеющие противоположенные значения
Жестокий – добрый.
Чёрствый – отзывчивый.
 Оригинал – подделка.
Контекстные антонимы
Слова, противопоставленные друг другу в условиях одного контекста.
Русские и немцы слились в одну общую массу.
Архаизмы
Устаревшие слова (или обороты речи), вышедшие из активного употребления в связи с заменой слова другим.
 Очи (глаза); ланиты (щёки);
Денница (правая рука).
Историзмы
Устаревшие слова или обороты речи, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением предмета.
Царь.
Кафтан.
Барин.
Омонимы
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Женская коса.
Коса – инструмент для косьбы.
Диалектизмы
Слова, используемые жителями той или иной местности.
Бурак (свёкла).
Цибуля (лук).
Профессионализмы
Слова, используемые людьми той или иной профессии.
Бор (врачебный инструмент).
Мольберт (инструмент музыканта).
Эмоционально окрашенные слова (эмоционально-экспрессивная лексика)
Оценочные слова с положительной или отрицательной характеристиками.
Чушь, паникёр, бабуся – сниженная, фамильярная лексика.
Грядущее, отныне – возвышенная лексика.
Дрыхнуть, брехун – грубо- просторечная лексика.
Аленький цветочек – уменьшительно-ласкательное обращение.
Лексический повтор  
Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания или предложения.
Леса, кругом леса дремучие.
 
 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антитеза  
Фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств.
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).
Волос длинный ум короткий. (Пословица)
Анафора  
Единоначатие. Повторение слов, частей слов или выражений в начале нескольких предложений или стихотворных строк.
Не напрасно шла гроза. Не напрасно погода изменилась.
Градация (восходящая или нисходящая)
Расположение слов или понятий по возрастающей или убывающей  значимости.
Пришёл, увидел, победил!
Инверсия 
Обратный порядок слов, способствующий поэтизации фразы либо создающий интригу.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов)
Жили-были  дед да баба. (Из русской народной сказки)
Композиционный стык (лексический повтор)
Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, которыми оно заканчивалось.
Это был прекрасный звук. Звук, которым я наслаждался.
Многосоюзие
Намеренное использование повторяющегося союза.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.
Парцелляция
Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.
Риторический вопрос
Вопрос, не требующий ответа, выражение утверждения в вопросительной форме.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)
Риторическое восклицание
Экспрессивно-эмоциональные восклицательные предложения, произносимые с целью усиления эмоционального воздействия на читателя, привлечения внимания.
Что за прелесть эти сказки! (А.С. Пушкин)
 
Риторическое обращение (обращение-олицетворение)
Обращение к неживым предметам или животным. Перенесение человеческих чувств или мыслей на неодушевленные предметы и явления.
О Родина! Люблю твои просторы!
Ряды однородных членов
Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.
Природа помогает бороться  с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
Синтаксический параллелизм  
Сходное (параллельное) построение фраз, строк.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.С. Лихачёв)
Умолчание  
Намеренное прерывание  мысли, недосказанность с целью самостоятельного домысливания происходящего.
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/ Я близ Кавказа рождена. (А.С. Пушкин)
Эллипсис  
Пропуск какого-нибудь  члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Мужики – за топоры! (неполное предложение, используется тире вместо слова «взялись»)
Эпифора  
Единая концовка. Одинаковая концовка нескольких слов или фраз.
Я всю жизнь шёл к тебе. Всегда верил тебе.
 
 
 
 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аллитерация
Повтор согласных, создающий образ или картину действительности.
Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши –стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.
Ассонанс
Повтор гласных, создающий образ или картину действительности.
Отправляется в дорогу королевич Елисей.(А.С. Пушкин). Протяжно произносящиеся О-А-Е передают  понимание того, что дорога будет нелёгкой.
Люблю березу русскую
То светлую, то грустную
 (А. Прокофьев). Через повторение гласных У-Ю передаётся лёгкое, нежное, грустное настроение лирического героя.


МЕТАФОРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;

  • руки как золо­то — золо­тые руки;

  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;

  2. клюв пти­цы;

  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;

  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та  и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:

 баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;

  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;

  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;

  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;

  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;

  2. цве­то­вая бли­зость: янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;

  3. общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);

  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Практические задания по теме «Метафора»

УПРАЖНЕНИЕ 1. Прочитайте, найдите и выпишите метафоры.

Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного текста.

Классический рассказ — образец художественности.

Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляю­щий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться…

Пружина чести, наш кумир!

Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже — украл, или совсем плохо — предал…

Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.

В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа. (А.А.Фет)

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)

Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)

УПРАЖНЕНИЕ 3. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь осеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

(С. Есенин)

Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвёл плотину, как не ты?

(В.Я.Брюсов)

Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)

Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М.Шукшин)

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

(А.Н.Майков)

Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое.

(В.Брюсов)

Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

Я вспоминаю, сердцем посветлев,

Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны

Продолжат свой тоскующий напев.

(Н.Рубцов)

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

(С.Есенин)

Простоволосые ивы

Бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Мы отвечали: «Ничьи!»

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Ру

УПРАЖНЕНИЕ 4. Прочитайте, найдите и выпишите метафоры.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, – он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А. А. Фет)

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Черный)

Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)

Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)

Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы… Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только

что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)

Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако. Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой. Это цветет черемуха.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ И ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В СТИХОТВОРЕНИИ С.ЕСЕНИНА:

Поет зима — аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
________ в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
___________ у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И ________ все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная
В ________ солнца, ясная
Красавица весна.
Проверьте, угадали ли вы те слова, которые были у С.Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова: плывут, прижались, злится, улыбках?
Что вы в природе любите сильнее всего: лес, море, скалы, деревья или что-то другое?

УПРАЖНЕНИЕ 6. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ.

А природа опять то предельно проста,
То одета в цветастые платья (Р. Рождественский)
Пока качает полночь усталый материк,
Я солнце собираю на дорогах… (Ю. Визбор)
Сердце мое заштопано,
В серой пыли виски… (В.Высоцкий)
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм. (С. Есенин)

… Это синий апрель потихоньку заплакал.
Наблюдая апрельские шутки людей (М. Анчаров)
Рвет ветер листвы поредевшей ветошь,
Над лугом то снег, то дождь.
Скажи, если милого друга встретишь,
Где с ним приют найдешь?
-Ах, мне ли бояться поры ненастной,
Пусть ветер, пусть снег с дождем, —
Я милого друга от всех напастей
Укрою в сердце своем. (Н. Рыленков)
… Предательство, предательство –
Души незаживающий ожог. (А. Городницкий)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
…ночью лезли сны из-под подушки,
Все тени сказок, прятавшихся там. (Н. Рыленков)

УПРАЖНЕНИЕ 7. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ МЕТАФОРЫ

Первый снег опушил у деревьев ресницы.
И в лесу и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы…
Как теперь ее песенка сердцу нужна! (Н. Рыленков)
Кусты в серебряных сережках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам. (Н. Рыленков)
Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
Небесный пастух пасет облака.
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика. (В. Цой)
Заря стоит до плеч в вишневой пене,
Сошла с лица дремота и ленца,
И тень березки всходит на ступени
Ночным дождем обмытого крыльца. (Н. Рыленков)
Катает ядра гром
С небесной светлой кручи. (С. Щипачев)
Уходят мои друзья…
И когда потеря громом крушенья
Оглушила, полоснула по сердцу,
Не спешите сообщить в утешенье,
Что немало есть потерь по соседству. (А. Галич)
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу. (В. Высоцкий)
Морозный воздух колется на льдинки,
Слепит глаза снегов голубизна,
И не снимает шапки-невидимки.
Чтоб не открыться до поры, весна. (Н. Рыленков)
Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно. И в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе. (С. Есенин)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С. Есенин)

Делитесь важной информацией с друзьями в соцсетях!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *