Текст для анализа (По Ю. Яковлеву)
(I) Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал ком-нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь! (4)— Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он. (6)— Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон. (9) — Всё? — спросил директор. (10) — Нет, мы ещё были в милиции. (11) Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу. (13) — Как ты очутился в милиции? (14) Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки: (16)— Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом. (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки. (22) — Давай дальше. (23) Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим. (24) — В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол. (27) — Где ты нашёл её? (28) — В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30) Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух. (31) — Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку. (37) Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу. (38) — Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки. (47) В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание. (48) Неожиданно директор сказал: (49) — Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте. (52) Мальчик покачал головой. (53) Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему. (54) — Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне. (56)— Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту. (58) — А что ты будешь делать, когда вырастешь? (59) — Я буду защищать собак.
Задание к части 15.3 (сочинение-рассуждение)
15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение. Вариант 1
Что такое ответственность?
Ответственность – это способность человека держать ответ за свои поступки, держать данное кому-то слово и умение все начатые дела доводить до конца. Слово «ответственность» заставляет становиться строгим к самому себе, потому что от безалаберного отношения к делам могут пострадать окружающие.
Прочитав текст Ю. Яковлева, я подумал, что очень часто, крутясь в своих заботах, человек проходит мимо чужой беды, не задумываясь о том, что сам может попасть в беду. Но сейчас речь не об отце мальчика, которому слово «ответственность» ни о чём не говорит. Поступок Таборки вызывает уважение и у директора школы, и даже у сотрудников милиции, потому что он не прошёл мимо нуждающегося в помощи беззащитного существа. Сначала мальчик спас бездомную собаку от неминуемой гибели, потом не смог её выгнать на улицу, имея в душе большую ответственность за жизнь спасённого животного (в противовес поступку взрослого человека, который, не задумываясь, погубил живое существо). «Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я всё время думал о ней. Даже ночью просыпался. В школе я тоже думал о ней», – эти слова главного героя полностью подтверждают характеристику ответственного человека.
Эта история мне напомнила слова Маленького Принца, главного героя одноимённой сказки А. Сента-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом как раз и заключается наша ответственность. Но мне кажется, что любой человек должен быть ответственным за тех, кто шагает рядом с ним по жизни, а уж тем более за братьев наших меньших.
Рассуждая о человеческих качествах вообще, а конкретно об ответственности, хочу подчеркнуть, что умение брать на себя ответственность за судьбы других – это большой труд души!
Сочинение-рассуждение. Вариант 2
Что такое ответственность?
Быть ответственным человеком, наверное, не каждому легко. Ответственность – такое качество личности, которое проявляется в умении защитить слабого, несмотря на какие-либо сложности, в умении самостоятельно справляться с любыми жизненными трудностями, в умении не подводить никого ни словом, ни делом. Поступки ответственных людей всегда справедливы и привлекательны.
Именно таким человеком я вижу Таборку в рассказе Ю. Яковлева: ведь мальчик приютил брошенного пса (пр. 27-29), заботился о нём (пр. 44), защищал от неприятностей (пр. 16) по собственной воле отвечал за его жизнь и безопасность. Не в пример Таборке представлены взрослые люди – его родители, которые думают только о собственном благополучии (и это печально!). Меня порадовал финал текста, в котором мы знакомимся с планами главного героя на будущее: «Я буду защищать собак»…
Жизненная практика позволяет сделать вывод о том, что за ответственными людьми будущее. Читая художественную литературу и оглядываясь вокруг себя, замечаешь, как трудно приходится ответственным людям, но в то же время как они надёжны! В этом ключе мне вспоминается главная героиня рассказа Солженицына «Матрёнин двор», которая со всей ответственностью выполняла всякую работу, даже если помогала людям бесплатно. На мой взгляд, ответственность стоит выше всех людских достоинств и может оправдать многие их недостатки.
В завершении хочу подытожить, что с ответственными людьми всегда комфортно выполнять работу любой сложности и шагать по жизни.
Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!