Способы передачи чужой речи на письме:
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) диалог;
4) цитирование.
Чужая речь – это высказывание какого-либо лица, включённое в авторское повествование или в речь рассказчика.
Прямая речь и диалог – это дословное воспроизведение речи того лица, кому она принадлежит. Предложение с прямой речью, как правило, состоит из 2-х частей: 1) собственно прямая речь и 2) слова автора. («В каком году это было? – спросил пассажир.)
Косвенная речь — это недословная передача чужой речи на письме с сохранением её основного содержания, образующая СПП (сложноподчинённое предложение) или простое предложение с дополнением. Кроме того, чужая речь может передаваться посредством предложений с вводными конструкциями со ссылкой на чьё-то мнение. Схематично это будет выглядеть так:
Способы передачи чужой речи на письме |
||||
Предложения с прямой речью | Диалог | СПП с косвенной речью | Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи |
Предложения с вводными словами, несущими смысловую нагрузку источника сообщения |
Петров сказал: «Отыскать клад – это отличная идея!»
|
Иванов помолчал, потом мечтательно проговорил: — Хорошо бы отыскать клад…
— Отыскать клад – это отличная идея! – подхватил Петров. |
Петров сказал, что отыскать клад – это отличная идея. | Иванов и Петров мечтательно беседовали о поисках клада. | По словам Иванова с Петровым, клад отыскать возможно. |
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Схема предложения |
Примеры |
1. Прямая речь после слов автора |
|
А: «П».
А: «П!» А: «П?» А: «П…» |
Павел поддел к двери и, толкнув её рукой, спросил: «Кто там?» (Максим Горький). |
2. Прямая речь перед словами автора |
|
«П», — а.
«П?» — а. «П!» — а. «П…» — а. |
«Ты хозяйский сын?» — спросил я его наконец (М. Лермонтов). |
3. Слова автора внутри прямой речи |
|
«П, — а, — п».
«П, — а. — П». «П… — а. — П». «П? – а. — П». «П!– а. — П». «П, – а… и добавил (и спросил): — П». |
«Ну-ну, мой мальчик, — сказал Максим, — я, кажется, должен просить у тебя прощения…» (В.Короленко).
«Послушайте! – окликнул Петрусь, когда она с ним поравнялась, и добавил: — Это опять вы?» (В. Короленко). |
4. Прямая речь внутри слов автора |
|
А: «П», — а.
А: «П?» — а. А: «П!» — а. А: «П…» — а. |
Через две минуты мы поравнялись с человеком: «Гей, добрый человек!» — закричал ямщик (А. Пушкин).
Артём сказал: «Но, милая, выручай», — и старая, с провислой шеей Афродита пошла рысцой (А.Толстой). |
ДИАЛОГ
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Диалог может строиться с помощью слов автора и без них.
Пунктуация при диалоге
Каждая реплика диалога пишется с абзаца и перед ней ставится тире.
Пример:
— Вы, верно, недавно на Кавказе?
— С год, — ответил я (М. Лермонтов).
-П?
-П, — а.
Иногда в художественной литературе встречается запись диалога с помощью кавычек.
Пример:
Грушницкий крепко пожал мне руку и сказал трагическим голосом: «Благодарю тебя, Печорин… Ты понимаешь меня?» — «Нет; во всяком случае не стоит благодарности», — отвечал я (М. Лермонтов).
А: «П». — «П», — а.
Реплики, записанные в строку без указания на авторскую принадлежность, отделяются одна от другой тире:
Пример:
«Мы увидимся ещё, папа?» — «Увидимся. Я буду здесь иногда бывать, только не у вас». — «А где же?» — «Узнаешь. Когда надо будет, вам передадут» (А.Гайдар).
«П?» — «П». — «П!» — «П».
ЦИТИРОВАНИЕ
Цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста. По своей структуре цитата может представлять собой и от одного до нескольких предложений.
Частичная цитата — часть предложения, словосочетание или даже одно слово.
Пример:
Всё чаще Лермонтову вспоминались слова Пушкина: «И может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной» (К. Паустовский)
Пунктуация при цитатах
1. Цитата, сопровождаемая словами автора, оформляется как прямая речь.
Примеры:
О своём словаре сам Даль сказал: «Писал его не учитель, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился».
А: «Ц».
«Он обладал даром, — сказал о Шиллере Гёте, — облагораживать всё, к чему прикасался» (К. Паустовский).
«Ц, — а, — ц».
2. При частичном цитировании пропуск обозначается многоточием.
Пример:
Л. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».
А: «…ц».
(Возможны следующие варианты:
«…Ц», — а.
А: «Ц…». (и другие)).
3. Если цитата вводится в предложение как придаточная часть СПП при помощи подчинительных союзов, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы.
Пример:
Ф. Достоевский утверждал, что «потребность красоты и творчества неразлучна с человеком, что без неё человек… не захотел бы жить на свете».
4. Если указание на автора следует непосредственно за цитатой, то оно заключается в скобки, при этом точка ставится не после цитаты, а после закрывающейся скобки.
Пример:
«Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют» (Эзоп).
5. Стихотворные цитаты оформляются без кавычек, если они приводятся с соблюдением строк и форм стихотворного текста.
Пример:
Москва вызывает у А.С. Пушкина глубоко лирические чувства:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
6. Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, а ссылка на источник даётся без скобок.
Пример:
Хорош ему учиться — и старик не стар.
Эсхил