Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ
- Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что предложенная для анализа тема актуальна для большинства…
- Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).
Клише для формулировки проблемы:
- Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
- Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
- В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
- Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
- Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Клише для комментария:
Примеры–иллюстрации 1 и 2 |
- Во-первых, автор показывает…
- В качестве примера автор рассматривает…
- Размышляя над проблемой, автор приводит две противоположные точки зрения (мнения, ситуации, образы…).
- Проблема раскрывается автором на примере…
- Автор обращает внимание читателя на …
- Прежде всего автор изображает…
- Внимание читателя привлекается (чем?)…
- Во-вторых, внимание читателя привлекает…
- Следующее предложение поясняет (описывает, характеризует, оценивает, уточняет, иллюстрирует…)…
- Разъясняя ситуацию, автор использует…
- Причиной (результатом, следствием…) описанного события явилось…
- Продолжая своё рассуждение, автор указывает на следствие описываемого события…
- Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует…
- Этот поступок героя уточняется следующими выразительными средствами…
- Это событие (поведение, эта ситуация…) дополняет представление о…
- Впоследствии (далее) внимание читателя концентрируется на…
- Далее сюжет разворачивается таким образом, что…
- Мнение автора подчёркивается также и следующим примером…
- Другая ситуация, представленная автором, говорит о…
- Следующим примером, подчёркивающим взгляд автора, служит…
|
Пояснение к примерам (к каждому из двух) |
- Этот пример показывает, что…
- Этот пример убедительно доказывает, что…
- Эти события (факты, примеры) помогают понять…
- Образ, так внимательно рассмотренный автором, вызывает у читателя…
- Черты персонажа, подчёркнутые автором, помогают нарисовать портрет человека…
|
Связь между примерами |
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:
- Размышляя над проблемой, автор противопоставляет различные мнения (персонажей, их поступки…).
- Приведённые примеры-иллюстрации отображают контраст образов (схожесть поступков, сравнение ситуаций, связанных с…).
- С помощью противопоставления автор текста показывает…
- Анализируя взаимосвязь рассмотренных иллюстраций, легко заметить контраст (поступков, мнений, ситуаций…), что свидетельствует о… ДОПОЛНЕНИЕ:
- Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что… (позволяют увидеть…).
- Оба примера служат дополнением друг друга…
- Первый пример служит дополнением второму… СОПОСТАВЛЕНИЕ (СРАВНЕНИЕ):
- Сопоставляя приведённые примеры, становится предельно ясно, что автор находится на стороне…
- Сопоставляя приведённые примеры, несложно заметить, что автор сравнивает героев (их поступки, мнения…).
- Сравнивая приведённые в пример жизненные ситуации, автор пытается донести до читателя мысль о том, что…
- В виде сопоставления примеров автор обращается к …
- Сопоставляя эти факты (поведение героев, разные точки зрения…) ПРИЧИНА (СЛЕДСТВИЕ):
- Два примера из текста свидетельствуют о причинах того, что…
- Эти примеры называют причины, по которым…
- Причинно-следственные отношения, раскрытые в приведённых примерах, позволяют читателю убедиться в том, что…
- Проанализировав приведённые примеры, мы понимаем причину того, что…
- Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениям, убеждают читателя в том, что… ОЦЕНКА:
- Оба примера позволяют читателю оценить героя в развитии и показать становление личности.
- В обоих примерах легко рассмотреть одинаковые изобразительно-выразительные средства (?), через которые прослеживается оценка автора поступков героев (точек зрения, образов…). ОБОБЩЕНИЕ (ВЫВОД):
- Обобщая сказанное, автор…
- Писатель (автор, публицист) формулирует вывод…
- Приведённые примеры позволяют максимально подробно (внимательно, тонко…) рассмотреть (оценить) ситуацию (разобраться в ситуации, в образах, мнениях…) и понять, что…
|
- Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- Позиция автора заключается в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
- Собственное отношение к позиции автора (К4)
Состоит из трёх этапов:
1) согласие или несогласие с автором;
2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);
3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
- Я согласен с мнением автора.
- Не могу полностью разделить мнение автора…
- Безусловно, автор прав.
- Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
- Трудно не согласиться с точкой зрения автора.
- Я полностью разделяю позицию автора.
|
Обоснование собственной позиции |
- Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
- Сама история человечества не раз доказывала справедливость высказанного автором мнения…
- Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
- В художественной литературе есть множество примеров, доказывающих точку зрения, высказанную автором.
|
- Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).
Клише для вывода:
- После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
- После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаёшь…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).
Поделиться ссылкой: