ПЛАН АНАЛИЗА
КЛИШЕ
-
Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)…
-
Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.
-
Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность…
-
Нужно отметить ещё одно существенное сходство…
- Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств. Различия этих чувств обусловлены различиями внутренних миров лирических героев.
- Стихотворения, казалось бы, об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и абсолютно различны их настроения.
-
Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод…
9 класс
подготовка к ОГЭ по литературе
Задания:
- Проанализировать стихотворения А.С.Пушкина «К морю», В. А. Жуковского «Море»
- Проследить композицию, сюжет стихотворения, художественно-выразительные средства.
- Сопоставить стихотворения А.С. Пушкина «К морю» и В. А. Жуковского «Море»
Задание ОГЭ:
Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «К морю». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
Исследовательская карта
Время написания (общий признак)стихотворение Пушкина — в 1824.
элегия Жуковского — в 1822 году
Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.
Тематика произведений (общий признак)
Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж.
Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина?
Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море вечерним и утренним светом горит, ласкает облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим «его скалы, его заливы, и блеск, и тень … »
Отличительные признаки
В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море — это прежде всего «свободная стихия».
В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну».
Изобразительные средства языка в создании образа моря (общий признак):
- Антитеза
- Олицетворение:
- Инверсия:
- Словесные повторы:
- Анафора:
- Торжественная лексика:
А Пушкин «Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.» противопоставляет морю, которое неподвластно человеку «Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвёт и терзает враждебную мглу», что придаёт элегии напряжённость, динамику.
«ты ждал, ты звал»
« ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты»
У Пушкина: «волны голубые», «ропот заунывный», «шум призывный»
У Жуковского: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.;
У Пушкина — повтор слов: «прощай», «шум», «ты», «одна скала»; «долго, долго слышать буду … », «твои скалы, твои заливы … ».
У Жуковского: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни», «сладостный блеск»;
Лексическая анафора: «Как … ропот … », «Как … зов»; «Один предмет», «Одна скала»; «Там погружались», «Там угасал», «Там он почил»; «Как ты могуч».
Лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море … »; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Чем дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься », «Ты рвёшь ».
Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость
«блещешь … красой», «по брегам», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», «вотще» (напрасно), «ныне», «могущ», «воспоминанья величавы», «в пустыни молчаливы»
«смятенной любовью», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны»;
Образы лирических героев (различительный признак)
Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него — друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть.
Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.
Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание (различительный признак).
Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный. Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях.
Воспоминание о «свободной стихии » — о море — сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия.
Циклическая композиция характерна элегии Жуковского: сначала спокойное море — потом бурное — затем стихия вновь успокаивается — цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» — предвестье новой бури. Как бы ни была свободна эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого.
Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором.
Вывод
Сопоставляя стихотворения Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявили их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов – друзей.
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и В. А. Жуковского «Море»
(используя клише, получившийся вариант)
-
Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)…
Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж.
Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море вечерним и утренним светом горит, ласкает облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим «его скалы, его заливы, и блеск, и тень … ».
-
Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.
В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море — это прежде всего «свободная стихия». В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну».
-
Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.
Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Оба написаны в одно и то же время: Пушкин в 1824, Жуковский 1822. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.
-
Нужно отметить ещё одно существенное сходство…
Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость. В своих произведениях авторы используют изобразительные средства языка в создании образа моря: антитезу, олицетворение, инверсию, словесные повторы, анафору.
-
Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, но и в строении, форме произведений.
Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный. Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Воспоминание о «свободной стихии » — о море — сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега. Финал стихотворения жизнеутверждающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия. Циклическая композиция характерна элегии Жуковского: сначала спокойное море — потом бурное — затем стихия вновь успокаивается — цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» — предвестье новой бури. Как бы ни была свободна эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором.
- Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств. Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.
Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него — друг, море ждёт, зовёт … Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть. Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.
- Стихотворения казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения.
-
Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод.
Сопоставляя стихотворения Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявили их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов-друзей.
МОРЕ Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…