Басни Крылова

Крылов (1769-1844) – выдающийся  баснописец рубежа 1818-1819гг. Благодаря своему гениальному уму и тонкой проницательности, он создал множество басен (236), отражающих огромное количество разнообразных характеров. К жанру басен Крылов впервые обратился после переосмысления крупных исторических событий: французской революции и крестьянского восстания под предводительством Пугачева. В дальнейшем баснописец отражает в своих баснях и события Отечественной войны с Наполеоном.

В аллегорической форме (иносказательно) автор высмеивает различные человеческие пороки. Под масками животных скрываются тёмные стороны человека и человечества в целом. Например, в басне «Волк на псарне», подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался Волк, запертый на псарне псарями. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним хитрым предложениям Наполеона о заключении мира. В образе Ловчего мы наблюдаем черты великого полководца Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов, прочитав в басне строки: «ты сер, а я, приятель, сед», снял фуражку и потряс наклонённой седой головой. Басня распространилась среди солдат, её чтение всегда сопровождалось дружным хохотом, Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии. Военную хитрость в русском полководце Крылов поощрял, потому что она была направлена на освобождение Родины, а гнусную лесть и хитрость Наполеона баснописец критикует. Кутузов не поддался хитрым речам Наполеона – в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России. Из басни «Волк на псарне» видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал всё, что происходило. В басне выражено чувство национальной обиды и справедливой жажды мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии под влиянием басни «Волк на псарне» родилась пословица «Поджал хвост, что волк на псарне», занесённая в сборник Даля.

В других своих баснях Крылов показывает простые человеческие отношения, в которых присутствуют зависть, лесть, обман, корысть, невежество… Например, в «Демьяновой ухе» мы ощущаем авторскую иронию над такими отрицательными чертами, как надоедливость, придирчивость, назойливость, которыми наделён главный персонаж. В популярных баснях «Мартышка и очки» и «Осёл и Соловей» Крылов высмеивает вопиющее людское невежество. В «Свинье под дубом» автор смеётся не только над людским невежеством, но и над эгоизмом, бездельем, чревоугодием. Свинья, наевшись желудей «досыта, до отвала» и выспавшись, начала рыть корни дуба, от которого сама питается, даже не задумываясь о последствиях. На попытку Ворона её образумить слышит в ответ: «Пусть сохнет… ничуть меня то не тревожит, в нём проку мало вижу я». В «Вороне и Лисице» осуждаются глупость, жажда похвалы (в образе Вороны) и подхалимство, лукавство, хитрость, скрывающиеся за образом Лисицы. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!», — притворство и лесть слишком очевидны в этих словах, однако Ворона, обольщённая похвалой, наивно позволяет себя обмануть.

Каждая басня несёт в себе особый смысл и раскрывает отдельный человеческий порок. Басни Ивана Андреевича Крылова хороши не только запоминающимися образами, но и ярко выраженной моралью, тонким нравоучением. Они учат нас мыслить критически и избавляться от различных изъянов в собственном характере.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *