Анализ стихотворения «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы», написанное в 1838 году, опубликованное в 1839 году в “Отечественных записках”, относящееся к жанру лирической баллады, написанной в традициях восточной притчи, которая передаёт историю жизни трёх гордых пальм. Основные черты данного жанра: экзотическая обстановка, на фоне которой разворачиваются события, и свойственная романтизму идея бунта против существующего порядка, стремление к достижению идеала. Сам сюжет был взят Лермонтовым из восточной легенды и переосмыслен.
В балладе использовано несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Пушкина, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека. Всё лермонтовское произведение пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно: пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Тема баллады основывается на следующих мыслях: 1) выражать свои просьбы к Богу нужно очень осторожно – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания может последовать расплата. Роптать же на Бога вовсе не стоит, потому что в жизни каждый получает по своим заслугам; 2) людской эгоизм порой не имеет границ: караванщики погубили деревья ради собственного временного благополучия, одновременно с этим лишив благополучия других странствующих людей. Главная идея произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение, неподчинение воле Творца губительны для человеческой души. В этом заключается и основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, которая предназначена им судьбой. Желание быть полезным людям, а также ожидание благодарности за своё добро не всегда увенчиваются успехом. Философские размышления Лермонтова о смысле жизни состоят не только в том, что не стоит жаловаться на свою судьбу, но и в том, что если гордость не смирить, то надо быть готовым к суровой и жестокой каре. Нельзя бунтовать против судьбы, в противном случае наказание неминуемо. Тема смирения тесно переплетается с идеей отказа от него (в этом и состоит вся внутренняя противоречивость поэта). Именно бунт, согласно Лермонтову, является показателем сильной личности. Пальмы, конечно, могли прожить еще не одну сотню лет, ведь сама природа позаботилась об их комфорте. Но им хотелось чего-то большего, за что та же природа их и покарала. Также и человек: он может спокойно жить, наслаждаясь комфортом и тишиной, но если хочет добиться чего-то большего, то должен быть готов к непредсказуемым поворотам судьбы.
Кроме того, в тексте явно прослеживается проблематика взаимоотношений человека и природы. Люди нередко оказываются невнимательны к природе, уничтожая её красоту, причиняя непоправимый вред планете. Неожиданно прибывший караван бессознательно и безвозвратно уничтожил вековые прекрасные деревья, позволив пескам пустыни захватить в свою власть маленький уютный оазис, в тени которого могли отдохнуть другие путники или звери.
Главные герои (три гордые пальмы) опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что их жизнь не имеет смысла, ведь они не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной. Пальмы сетуют на судьбу и ропщут на Бога: Не прав твой, о небо, святой приговор!.. И Творец услышал их. Внезапно в пустыне появляется караван, делающий остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду студёной водой из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: По корням упругим топор застучал, // И пали без жизни питомцы столетий!.. Образы пальм — самые сложные в тексте: они хотели великих дел, жаждали быть полезными, но общество не смогло понять и оценить их желаний, предпочтя уничтожить. Три пальмы символизируют три архетипа (часто повторяющихся в литературе образов) три составляющих человеческой души: разум, чувства и воля. Лермонтов называет пальмы гордыми, намекая на человеческую гордыню, на присутствие первородного греха.
Караван путников – символ обманчивого исполнения желаний, приводящего к разочарованию и гибели. Пальмы, благодаря путникам, смогли почувствовать себя полезными, однако они не ожидали такого неблагодарного отношения к себе и такой бессмысленной гибели, которую учинили им арабы. (Так и поэт, готовый доносить правду до умов и сердец своих современников, часто оказывается непонятым, гонимым, презираемым ими.) Арабы в стихотворении олицетворяют Сатану, который разорвал связь человека с Богом.
Коршун, мрачная птица, кружащаяся посреди песков пустыни над местом, где совсем недавно был зелёный рай — символ смерти и разрушения.
Пустыня – символ одиночества.
Ручей-источник – символ Святого Духа, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Источник служит примером смирения, тишины, покоя, размеренной, тихой жизни, которую горделивые деревья вести не пожелали. Поэт считает, что желающие приносить пользу людям не должны проявлять гордыню, иначе будут уничтожены. На примере жизни и смерти трёх пальм автор, безусловно, анализирует и свои жизненные ценности и ошибки.
Размер. Баллада состоит из 10 строф, написанных трёхсложным размером – трёхстопным амфибрахием (с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой), придающий стиху восточное мерное звучание.
Средства выразительности.
Метафоры (делают образы более яркими, даже «кричащими»): пылающая грудь (метафоричный эпитет).
Эпитеты (отличаются ёмкостью, образностью, особой выразительностью): ручей «звучный», «роскошные» листья, «гордые» пальмы, почвы «бесплодной», «махровою» главой, «знойные» лучи, «студёная» влага.
Сравнения (позволяют более отчётливо изобразить описываемые образы) – «песок крутился столбом», люди – малые дети, караван шёл, колыхаясь, как в море челнок.
Олицетворения (одухотворяют изображаемые образы) – «родник пробивался», «шепчутся листья с гремучим ручьем», «приветствуют пальмы нежданных гостей».
Антитеза (передаёт противоречивость душевного состояния лирического героя): сначала перед нами возникает животрепещущая картина гармонии и комфорта, мирной жизни деревьев среди пустыни – завершает стихотворение страшный образ разрушения, гибели в образе кружащей над обездоленным пепелищем птицы смерти.
Аллитерация передаёт картину реальных событий через согласные звуки: при описании рубки пальм часто повторяется режущий звук “р”.
Композиция произведения кольцевая и строится на противопоставлении (антитезе): жизнь-смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в седой и холодный пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают даже ручей – последний источник жизни. Теперь редкие путники обречены на гибель.
В композиции текста можно выделить несколько структурных частей:
1). Описание мирной жизни пальм в экзотическом месте, где царит гармония и пустыня не воспринимается жаркой и безжизненной.
2). Бунт. Деревья проявили недовольство судьбой и возроптали на Бога.
3). Появление каравана. Сначала ничто не предвещало трагедии. Деревья искренне рады тому, что смогли предоставить тень уставшим путникам.
4). Сумерки, гибель. Наступила ночь и, желая развести костер, люди безжалостно уничтожают пальмы, столь гостеприимно встретившие их недавно.
5). Разрушение. Пустыня радуется тому, что последние зелёный островок уничтожен. Над пепелищем летает коршун — символ смерти.
В стихотворении поэта-романтика нашли отражение мысли, волновавшие Лермонтова. Анализ «Трёх пальм» позволяет сделать следующий вывод: поэт был одинок, не чувствовал поддержки от людей, страдал, но не мог смириться с реальностью.