Разработка учебных заданий в 5 классе по теме
«Имена прилагательные полные и краткие»
для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
№ п/п | Задание
|
Результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
1
|
Упражнение на слайде:
— Вспомните правило о неупотреблении Ь на конце кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую. — Образуйте от перечисленных прилагательных в полной форме краткую. -Как докажете, что на конце образованных слов мягкий знак не пишется. — Назовите все изученные морфологические признаки прилагательного. — Какие слова помогают определить род, число, падеж прилагательных? — Составьте с краткими прилагательными словосочетания, опираясь на предложенную иллюстрацию и своё воображение, связанное с ней. — Составьте и запишите связный текст из 2-3 предложений на одну из тем: «Зимний лес», «Жители зимнего леса» – с использованием составленных словосочетаний. Обозначьте графически изученную тему. (Название можно придумать своё.) — Какой тип речи преимущественно вы будете использовать в сочинении? (Описание.) |
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
осознание своей роли в условиях взаимосвязи природной, социальной сред; установка на осмысление опыта и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального благополучия; потребность в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность; эстетическое, эмоционально- ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира.
|
определять потенциальные
затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; самостоятельно составлять, выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; создавать письменный оригинальный текст с использованием необходимых речевых средств;
|
Распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания; научиться использовать знания о теме, основной мысли при написании творческого высказывания разного типа речи. |
2 | Прочитайте текст сказки
Л.Н. Толстого «Белка и Волк», пользуясь приёмами изучающего чтения. О чём она? Перескажите сказку Льва Толстого. — Выпишите краткие прилагательные, укажите их морфологические признаки. — Какова их синтаксическая функция в предложении? — Объясните выписанные прилагательные с точки зрения лексики и выразительности языка (веселы, добры – скучно, зол). — Являются ли пары эпитетов (веселы, добры – скучно, зол) контекстными синонимами? (Да.) — Какое значение имеет каждый из этих эпитетов в тексте? — Почему «веселы» и «добры» Белки? — Как влияет состояние души Волков на их настроение? — Можно ли сказать так и о людях? — На основе выписанных прилагательных-эпитетов сформулируйте основную мысль текста. — Запишите ещё раз эти прилагательные, только в две колонки, обозначенные метафорами: 1) «Синонимы зла»; 2) «Синонимы добра». — Продолжите ряды синонимов. (При необходимости обращайтесь к школьному словарю синонимов.) — Опираясь на подготовленный материал, напишите речевое высказывание о том, как люди должны относиться друг к другу и ко всему живому на Земле (животным, растениям). — Какой тип речи вы будете использовать при написании сочинения? (Рассуждение.) |
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего народа; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; проявление интереса к познанию русского языка; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.
|
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста, а также разных типов речи текста; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; создавать письменный оригинальный текст с использованием необходимых речевых средств. |
Распознавать морфологические признаки имён прилагательных и существительных; распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ
простых предложений; объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря); научиться использовать знания о теме, основной мысли при написании творческой работы — сочинений разного типа речи; распознавать в речи синонимы, антонимы. |