Работа над ошибками

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

в 5-9 классах

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (прилагается название орфограмм и подробное пояснение работы над ошибками по каждой орфограмме):

1). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпишите слово и приведите 3-5 примеров на данное правило: жил, жизнь, машина, часто, чайник, чудовище.

2). Перенос слова. Выпишите и разделите слово на слоги для переноса, например: ру-чей-ки; за-ни-ма-тель-но.

3). Собственные имена существительные. Выпишите слово и подберите 3-5 примеров на обозначенное правило: Александр, Москва, Красногорск, Россия, Волга.

4). Словарные слова. Выпишите слово пропишите его 10 раз с обозначениями орфограмм.

5). Ь в конце и середине слова (морфологический или смягчающий). Выпишите слово верно. Придумайте и запишите еще 3-5 слов на это правило: огонь, морковь, коньки, площадь.

6). Разделительные Ъ и Ь знаки.Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7). Ь знак после шипящих.Выпишите слово. Приведите 3-5 примеров: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); сжечь, нарежь, зальёшь (гл.); шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткие прилагательные); навзничь, точь-в-точь, настежь (наречия), уж, замуж, невтерпёж (наречия-исключения).

8). Правописание приставок. Выпишите слово правильно. Придумайте и запиши 3-5 примеров на данное правило с обозначением орфограмм, например: приехал (приближение), заехал, перешёл, сделал, представить  (неизменяемые приставки), разрушить, исчез (приставки на З/С).

9). Предлоги со словами. Напишите слово вместе с предлогом. Докажите раздельное написание предлога со словом, например: у дома (какого?) дома, у большого дома.

10). Ошибка в написании предлога. Запишите предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки, по-над прудом, в течение, благодаря.

11). Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите слово, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните проверяемую гласную, напишите проверочное слово и приведите 3-5 примеров на данное правило: гористая – горка; смешной – смех; благодарный – благо, дар.

12). Правописание согласных в корне слова (звонкие и глухие согласные в корне слова, непроизносимые согласные корня, сомнительные (мнимые) согласные). Выпишите слово, подберите проверочное (такое, чтобы после согласной стояла гласная). Выделите корни. Подчеркните букву, в которой допущена ошибка: честный – честь; местный – место; интересный – интересен; город города;  мороз морозы.

13). Гласные е – и в окончаниях имен существительных (падежные окончания имён существительных). Выпишите слово, в котором допущена ошибка. Докажите написание букв е – и в окончаниях, например: на дороге – дорога, 1 скл., П. п.  (или применяйте слова-помощники: земля, окно, стол, степь, страна: дорога как страна, на стране). Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пишите всегда И: здание – в здании; внимание – о внимании; санаторий – при санатории.

14). Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпишите слово вместе с тем существительным, к которому оно относится, задайте вопрос от существительного: к дальнему лесу, к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывайте мягкий (после мягкого согласного или шипящего и после Ц) или твёрдый вариант.

15). Гласные е – и в окончаниях глаголов. Выпишите глагол. Обоснуйте окончание глагола: пишет – писать (1 спр.) Е; смотрит — смотреть (искл., 2 спр) — И. Приведите 3-5 примеров.

16). Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН (и др.) (или СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ с мягкими Ч и Щ). Выпишите слово правильно, подчеркните сочетания, запишите 3-5 слов с такой же орфограммой: дочка, речка, мощный, каменщик, НО: БОЛЕЛЬЩИК (буква Л смягчается мягким знаком дополнительно!)

17). Соединительные гласные в сложных словах. Выпишите слово правильно. Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную. Запишите 3-5 примеров с этой орфограммой: водовоз, самолет, пешеход, землекоп, мореплаватель.

18). Дефис в сложных словах. Запишите слово верно, вспомните и запишите правило, подберите похожие слова: русско-английский, светло-русый, юго-восток.

19). Частица НЕ с частями речи.  Выпишите глагол или другую часть речи с НЕ, вспомните и запишите правило. Запишите 3-5 примеров на данное правило. Подчеркните орфограмму-пробел, или выделите приставку НЕ-: Не_пришел, не_выучил (НЕ с глаголами пишется раздельно); неяркий (качественное прилагательное, можно подобрать синоним – тусклый), не кожаный (относительное прилагательное); не ярко, а темно (противопоставление). Если НЕ – часть корня, то выделите корень: неряха, ненастье, невежа.

20). Суффиксы существительных, прилагательных и наречий. Выпишите слово и подберите похожие слова с этим же суффиксом: белизна, дождевой, марлевый, маленький, нарочно.

21). Н-НН в разных частях речи. Запишите слово, определите часть речи и разберите его по составу, дав объяснение в скобочках: пленник, пустынный (на стыке морфем), масляный (-АН-/-ЯН-, -ИН-), купленный (-ЕНН-/-ОНН-), нечаянно (исключение).

22). Правописание суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпишите слово, выделите суффикс, подберите слово с таким же суффиксом, дайте пояснение в скобочках: лаял, лаявший (от «лаЯть»), хохочущий (от «хохотать», 1 спр.), невидИмый (видеть, 2 спр, искл.), увидев (от «увидЕть»).

23). Чередующиеся гласные корня. Выпишите слово, вспомните и напишите правило, приведите 3-5 примеров на данное правило: полагать (перед Г), предложить (перед Ж), выбирать (после корня – суффикс А), прикасаться (после корня – суффикс А).

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ:

1). Однородные члены предложения. Выпишите предложение. Правильно расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему.

2). Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпишите предложение правильно. Придумайте и запишите своё предложение с таким же знаком.

3). Сложное предложение. Выпишите правильно предложение. Подчеркните грамматические основы. Начертите схему. Обозначьте союзы, если они есть. В скобочках запишите характеристику предложения.

4). Предложения с прямой речью. Запишите правильно предложение. Составьте схему.

5). Обособленные и уточняющие члены предложения. Запишите правильно предложение. Составьте схему.

6). Вводные слова и обращения. Запишите правильно предложение. Составьте схему. Придумайте и запишите своё предложение с обращением или вводным словом.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:

Выпишите словосочетание или предложение, исправляя ошибки, объясняя в скобках правильное написание и выделяя окончания в словах.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ:

Выпишите предложения с допущенными ошибками в исправленном виде.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:

Выпишите предложение с исправлением фактической ошибки.

ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ:

Выполните грамматическое задание заново, исправляя все допущенные ошибки.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *