Сценарий театрально-музыкальной композиции
https://ok.ru/video/1655580461716
Перед началом выступления фоном включается подготовленный ролик и звучит голос за кадром:
Наша многоуважаемая публика!
Мы вам поведаем о том, что в долах рек
Расположилась Ингушская республика,
Где реки начинаются с Терек.
Дубы, чинары, степи и леса,
Дубравы, реки, горы и луга…
Здесь изобилие лечебных вод
К себе людей так ласково зовёт!
И люди здесь воспитанны, щедры…
А лучше посмотрите — вот они!
1. ПРИВЕТСТВИЕ (МОАРШАЛ ХАТТАР)
Обмен приветствиями при встрече — МОАРШАЛ ХАТТАР. Ребята с родителями и учителями в народных костюмах продвигаются по залу с двух сторон, родители несут угощения на разносах и угощают публику под реплики:
— ДИ ДИКА ХИЛДА ХЬА! (обращение к одному человеку) — Добрый день! (переводит взрослый человек)
— ДИ ДИКА ХИЛДА ШУН! (обращение ко всем) — Добрый день всем! (переводит взрослый человек)
— МОАРШАЛ ДА ХЬОГА! (тебе – к одному лицу) — Здравствуй!
— МОАРШАЛ ДА ШУГА, ДОТТАГ1ИЙ! (к 2 и более) — Здравствуйте, друзья!
Если Ваши приветствия относятся не к одному, а к нескольким лицам, то вместо ХЬА (твой) надо говорить ШУН (ваш).
Ребята подходят к членам жюри.
— АССАЛАМУ 1АЛАЙКУМ, ЙОККХА САГ! (женщине пожилого возраста).
— АССАЛАМУ 1АЛАЙКУМ, ВОККХА САГ! (мужчине пожилого возраста).
— ДИ ДИКА ХИЛДА ШУН! (обращение ко всем) — Добрый день всем!
Молодые обращаются к старшим:
— ФУ ДЕШ ДА ШО? — Как вы поживаете?
— МОГАШ ДИЙ ШО? — Как здоровье?
Старшие отвечают:
— МОГАШ ДОАХК — Живем здоровые.
В — показатель мужского класса (рода); Й — показатель женского класса (рода)
2. ИНСЦЕНИРОВКИ
Ребята проходят на сцену, где совершается диалог между старшими людьми (мамой, бабушкой) и младшими ингушетами.
Сын. Нана! А почему здесь так много народа?
Мама. Россия – очень многонациональная страна. Сегодня здесь собрались люди со всех её концов для того, чтобы ещё более подружиться, рассказав о своём народе.
Сын. А что мы расскажем друзьям о своём народе?
Бабушка. Мы расскажем о наших предках — вайнахах и их обычаях, которые мы храним до сих пор.
Ребёнок1. А ещё давайте расскажем о том, что в нашей республике самые большие семьи!
Ребёнок2. И поэтому население очень быстро растёт!
Ребёнок3. Нана, а почему дада не с нами на празднике?
Мама. Отец в семье – кормилец: ему нужно работать.
Бабушка. А ещё мы расскажем о том, что ингушский народ очень гостеприимный и хлебосольный, как и все народы Кавказа. И угостим наших друзей национальным блюдом -ЧЕПАЛГАШ.
Бабушка несёт угощение членам жюри, в это время ребята проходят на сцену.
Мама. В древности у вайнахов существовало предание о трёх богинях (трёх гуриях).
а) «ТРИ БОГИНИ»
Ребёнок1. Маьлха Аьзни — Богиня красоты.
Ребёнок2. Дика — Богиня добра.
Ребёнок3. Дари де Куока, или Маша бузу Куока — Богиня мира, которая ткала «материю», т.е. мир. Пока богиня ткала, народы жили в мире.
Богиня красоты. Какой прелестный сегодня день! Красота кругом! Ты куда-то собираешься, Дика?
Дика (Богиня добра). Нужно помочь беззащитным и больным, собираюсь их навестить. (Богине мира). Не устала ли ты, Маша бузу Куока? Отдохнула бы.
Богиня мира (ткёт материю). Я должна следить за нитью. Если она случайно оборвётся – между народами начнётся война и будет продолжаться до тех пор, пока я не соединю оборвавшуюся нить.
б) «БРОШЕННЫЙ ПЛАТОК»
Сын. А в наше время эта легенда живёт?
Мама. В наше время символом того куска материи служит женский платок.
Бабушка. Платок является не только символом мира, но и показателем стойкости, нравственной чистоты женщины.
Ребёнок4. Люди верят в волшебство женского платка, напоминающего Богиню мира.
Ребёнок5. Брошенный между людьми или народами платок означает, что между враждующими встала богиня мира.
Звучит стихотворение о двух поссорившихся джигитах (слова из поэмы поэта Николая Краснова «Седые камни»). В это время двое ребят инсценируют ссору, берут кинжалы.
Два горца в ссоре – и она
В открытую вражду переросла.
В тот хмурый день
вот здесь, на этом месте,
Они клялись собою и судьбой,
Что лишь один из них и прав, и честен,
И рассудить их может только бой.
Джигиты ухватились за кинжалы,
И был бы поединок их жесток,
Но — женщина седая подбежала
И между ними бросила платок!..
Выходит женщина-мать. Выходит в центр сцены и бросает между джигитами платок, заставляя опустить занесенные кинжалы.
Женщина-мать. Не для того я сыновей рожала,
Чтобы погибли глупо от кинжала.
Ребята мирятся, бросая кинжалы на пол, обнимаются.
Сын. Нани, а почему платок между враждующими бросала именно женщина?
Бабушка. В доме вайнахов жена была полновластной хозяйкой.
Мама. Женщина всецело посвящала себя семье, воспитанию детей.
Ребёнок 1. Мать, воспитавшую хороших детей, было принято уважать в обществе. При ее появлении вставали даже пожилые мужчины.
Ребёнок2. У народов Северного Кавказа до настоящего времени сохранилось уважение к девушке, женщине, матери.
Ребёнок3. Ингушеты говорят: настоящий Мужчина, Къонах, преклоняется только перед тремя божествами — МАТЕРЬЮ, ЗЕМЛЕЙ и РОДНИКОМ.
Ребёнок4. И вся наша жизнь — это бесконечная дорога к ДОМУ, к МАТЕРИ, к РОДНОМУ ОЧАГУ.
Ребёнок5. Очаг, огонь – это святые слова для ингушетов.
Ребёнок6. И до сих пор сохранилась норма — уважительное обращение мужа к жене, мужчины – к женщине.
Ребёнок7. В горах есть свой неписанный закон: «Если женщина старше тебя – то она МАТЬ тебе, если твоего или моложе возраста — СЕСТРА!»
Двое детей в национальных костюмах выходят в центр сцены с национальными блюдами в руках.
Наш горный люд и гордый, и простой.
И есть в республике закон такой:
Кто б ни зашёл к жильцу на огонёк,
Того, хозяин, дружелюбно встреть,
Тем потчуй, что и сам отведать смог.
Ребята преподносят гостям и жюри ингушские угощения.
Нам дороги как дружба, так и честь!
И хорошо бы вместе песню спеть!
А к песне – танец! Дружба – это важно!
Из песни больше вы узнаете о нас:
Что говорит наш герб, и кто стоит на страже,
Чем горд и славен солнечный Кавказ.
Все выступающие поют песню «Кавказ», под которую танцуют лезгинку.
- В ритме радостной «Лезгинки»
- Гордый танец кружит нас.
- Море счастья и улыбки –
- Это Северный Кавказ.
- Эти цепи гор могучих,
- Эти реки и поля –
- Нет на свете места лучше,
- Чем Кавказская земля!
ПРИПЕВ:
Синее небо, щедрое солнце,
В скалах играют родники,
Крепче народов руки сожмутся,
Дружбою этой мы сильны!
Гостеприимный, край благодатный,
Ты расцветаешь в добрый час.
Самый родной и самый желанный,
Гордость России – мой Кавказ.
- Искромётный ритм «Лезгинки»
- Зажигают ингуши,
- Черноглазые брюнетки
- Так собою хороши!
- Магас – республики столица,
- Он достойный держит вид,
- По ночам порою снится,
- А в душе любовь хранит.
ПРИПЕВ: тот же.
- От беды нас защищают
- Крылья гордого орла.
- СОЛНЦА СВЕТ благословляет
- Не на день, а на века.
- А за честь всего народа
- Наши парни постоят:
- Для любви и для свободы
- Землю крепко защитят.
ПРИПЕВ: тот же / 2 раза.
— IАДИКА ХИЙЛА ШУН! — ДО СВИДАНИЯ!
— АЬТТУВ ХИЛБА ШУН! — ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Попрощавшись, ребята под музыку покидают сцену.
Делитесь творчеством с друзьями в соцсетях!