Сочинение-рассуждение по тексту В. Крапивина

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(6)Парень спросил:

(7)— Березу объезжаешь, значит?

(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)— Ну, скоро твоей игре конец!

(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)— Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.

(53)— Берёзу?

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По В. Крапивину)

 

Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «— Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет».

Приведите в сочинении два ар­гу­мен­та из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):

  1. Тезис (формулируем, опираясь на предложенную цитату из текста, так как в ней заключён основной смысл того, о чём предстоит писать сочинение).
  2. Комментарий тезиса.
  3. Аргумент 1 (по тексту).
  4. Аргумент 2 (по тексту).
  5. Вывод.

Шаг 3. Оформляем тезис и комментарий к нему.

В финале текста В. Крапивина звучат тёплые и многообещающие слова персонажа Матвея Сергеевича, направленные в адрес доброго и доверчивого мальчика Альки: «- Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет». Даже если не знать содержания полного текста, из этих двух предложений становится понятно, что читателю предлагается знакомство с замечательными людьми, имеющими большое сердце. Ведь «настоящим человеком» можно назвать лишь того, кто обладает добрым, отзывчивым сердцем, кто готов незамедлительно прийти на помощь любому нуждающемуся в ней. Докажем справедливость высказанной мысли, обратившись к тексту В. Крапивина.

Шаг 4. Подтверждаем тезис и комментарий двумя аргументами из текста.

Аргумент 1. Первое, что хочется отметить: ребёнок с малых лет видит и понимает красоту природы. В момент, когда практикант пугает Альку уничтожением берёзы, мальчик с большой силой чувств пытается вызвать такое же видение красоты и в этом бездушном персонаже: «— Дяденька, не надо, она же красивая!..». Умение видеть красоту окружающей природы и стремление эту красоту сберечь хранит в своём сердце не каждый взрослый. А здесь – ребёнок…

Аргумент 2. Алька – добрый, милосердный мальчик. Об говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.

Шаг 5. Подумаем над выводом.

Итак, мы убедились в том, что Матвей Сергеевич не зря предсказал Альке большое будущее — именно такие люди, как этот мальчик, достойны звания «настоящих людей».

Шаг 6. Проверяем и корректируем сочинение.

Сочинение-рассуждение 15.2.

В финале текста В. Крапивина звучат тёплые и многообещающие слова персонажа Матвея Сергеевича, направленные в адрес доброго и доверчивого мальчика Альки: «- Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет». Даже если не знать содержания полного текста, из этих двух предложений становится понятно, что читателю предлагается знакомство с замечательными людьми, имеющими большое сердце. Ведь «настоящими» можно назвать лишь добрых, отзывчивых людей, которые готовы незамедлительно прийти на помощь любому нуждающемуся в ней. Докажем справедливость высказанной мысли, обратившись к тексту В. Крапивина.

Первое, что хочется отметить: ребёнок с малых лет видит и понимает красоту природы. В момент, когда практикант пугает Альку уничтожением берёзы, мальчик с большой силой чувств пытается вызвать такое же видение красоты и в этом бездушном персонаже: «— Дяденька, не надо, она же красивая!..». Умение видеть красоту окружающей природы и стремление эту красоту сберечь хранит в своём сердце не каждый взрослый. А здесь – ребёнок…

Алька – добрый, милосердный мальчик. Об этом говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.

Итак, мы убедились в том, что Матвей Сергеевич не зря предсказал Альке большое будущее — именно такие люди, как этот мальчик, достойны звания «настоящих людей».

Шаг 7. Оформляем свой вариант сочинения.

Успехов!

Делитесь важной информацией с друзьями в соцсетях!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *