Декабрьское сочинение — 2019-2020

Примерные темы итогового сочинения 2019-202

(Экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря, их будет 5 на выбор, по одному из пяти обозначенных направлений.)

 

НАПРАВЛЕНИЯ:

1). «Война и мир» (к 150-летию романа-эпопеи Л.Н. Толстого)

1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».

2. Лев Толстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?

3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)

4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?

5. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».

6. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».

7. «Война и мир» как роман-эпопея.

8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.

9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».

10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации»?

Комментарий (от ФИПИ)

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

Рекомендуемая литература:

  1. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» (война света и тьмы в душах людей)
  2. Бунин И.А. «Холодная осень»
  3. Быков В.В. «Сотников»
  4. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие», «Завтра была война»
  5. Гоголь Н.В. «Невский проспект», «Портрет» и др.(война света и тьмы в душах людей в «Петербургских повестях»), «Тарас Бульба» 
  6. Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» (война света и тьмы в душах людей)
  7. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Полтава»
  8. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
  9. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  10. Шолохов М.А. «Судьба человека», «Тихий Дон»

2). Надежда и отчаяние

1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?

2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?

3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.

4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?

5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?

6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?

7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.

8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.

10. Что такое надежда?

11. Как побороть отчаяние?

Комментарий (от ФИПИ)

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Рекомендуемая литература:

    1. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
    2. Гончаров И.А. «Обломов», «Обыкновенная история»
    3. Горький А.М. «На дне»
    4. Грин А.С. «Алые паруса»
    5. Достоевский Ф.М. «Белые ночи», «Преступление и наказание»
    6. Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Олеся»
    7. Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Слепой музыкант»
    8. Островский А.Н. «Бесприданница»
    9. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
    10. Чехов А.П. «Дядя Ваня», «Три сестры»
    11. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

3). Добро и зло

1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?

2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?

3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)

4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?

5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?

6. Может ли зло помочь человеку понять себя?

7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?

8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?

9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?

10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?

11. Что такое добро?

12. Можно ли оправдать зло?

Комментарий (от ФИПИ)

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Рекомендуемая литература:

  1. Андреев Л.Н. «Кусака»
  2. Бунин И.А. «Окаянные дни»
  3. Быков В.В. «Сотников»
  4. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
  5. Лесков Н.С. «Старый гений»
  6. Платонов А.П. «Юшка»
  7. Пушкин А.С. «Полтава»
  8. Распутин В.Г. «Уроки французского»
  9. Солженицын А.И. «Матренин двор»
  10. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  11. Тургенев И.С. «Записки охотника»
  12. Островский А.Н. «Лес»

4). Гордость и смирение

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?

2. Какого человека называют гордым?

3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?

4. Помогает ли смирение понять себя?

5. Гордость или смирение обогащают личность?

6. В чём разница между гордостью и смирением?

7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?

8. Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»

9. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?

10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

11. Что такое смирение?

12. Может ли гордость навредить человеку?

Комментарий (от ФИПИ)

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Рекомендуемая литература:

  1. Бунин И.А. «Тёмные аллеи»
  2. Гоголь Н.В. «Шинель»
  3. Горький А. М. «Макар Чудра», «На дне», «Старуха Изергиль»
  4. Достоевский Ф.М. «Бедные люди», «Преступление и наказание»
  5. Куприн А.И. «Поединок», «Яма»
  6. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  7. Пушкин А.С. «Дубровский», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Цыганы»
  8. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
  9. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  10. Чехов А.П. «Тоска»

5). Он и она

1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?

2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?

3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?

4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?

5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?

6. Когда можно ли простить измену в любви?

7. Легко ли быть любимым?

8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?

9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?

10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?

Комментарий (от ФИПИ)

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Рекомендуемая литература:

  1. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  2. Гоголь Н.В. «Невский проспект», «Тарас Бульба»
  3. Гончаров И.А. «Обломов»
  4. Достоевский Ф.М. «Белые ночи», «Преступление и наказание»
  5. Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Олеся»
  6. Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  7. Тургенев И.С. «Ася», «Отцы и дети», «Первая любовь»
  8. Чехов А.П. «Дом с мезонином», «Чайка»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕКАБРЬСКОГО СОЧИНЕНИЯ

При подготовке к написанию декабрьского сочинения необходимо знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
● Пересдать итоговое сочинение можно дважды (февраль, март).
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то ставится «незачёт».
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно дополнительно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время они будут опубликованы на открытом информационном ресурсе ege.edu.ru.
● Работа выполняется чёрной гелевой или капиллярной ручкой.
● Сочинение проверяется в течение семи календарных дней.

КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается «зачётом», если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение написано самостоятельно.

  Дополнительные критерии:   

  1. Оригинальный подход (0-1 балл).
  2. Фактологическая точность (1 балл).
  3. Ошибки речи (0-2 балла).
  4. Нормы орфографии (0-3 балла).
  5. Самостоятельность.
  6. Нормы пунктуации (0-3 балла).
  7. Нормы грамматики (0-2 балла).                                                                                                                   Максимально — 20 баллов по следующей шкале: 
  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *