Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе
с использованием ДОТ
Разработчик | Пимонова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», г. Красногорск |
Дата | 15 февраля 2022г. |
Класс | 8 с нарушениями ЗПР |
Тема урока | «Предложения с вводными конструкциями» |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Цель урока | · Уметь находить в предложении вводные слова и конструкции;
· Уметь различать вводные слова от слов-омонимов. |
Формировать УУД | · Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
· Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. · Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли · Познавательные УУД: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы по заданной теме. |
Ожидаемые результаты | · Предметные: умение находить в предложении вводные слова и предложения, умение различать вводные слова от слов-омонимов.
· Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, повышение заинтересованности к учебной деятельности. · Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Оборудование
Виды используемых на уроке средств ИКТ |
Оборудованное учебное место (компьютер, мышка…), учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, словарь, таблица вводных слов, презентация и тест по теме урока, LMS, видеоурок, |
Технологии | Технология проблемного обучения, здоровье-сбережения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, ИКТ. |
Образовательные Интернет-ресурсы | 1.http://www.school-collection.edu.ru
– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2.https://learningapps.org/myapps.php 3.https://docs.google.com/forms/u/0/ 4. https://lecta.rosuchebnik.ru 5.https://learningapps.org/myapps.php 6.https://lecta.rosuchebnik.ru, https://learningapps.org/myapps.php, .http://www.school |
Формы проведения урока | Индивидуальная |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. |
Виды деятельности учащегося | Выполняет предложенные учителем задания в онлайн-формате. |
ХОД УРОКА
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Использованные ресурсы |
Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать обучающегося на предстоящую работу по теме урока. |
Уточняет тематические рамки. Убеждается в готовности обучающегося к уроку.
Помогает учащемуся ответить на проблемный вопрос, связанный с китайской мудростью (необходимость практической деятельности по освоению знаний). |
Готовится к уроку.
|
Осмысление китайской мудрости:
«Скажи мне, и я забуду;
|
Слайд1 (презентация)
Доброе приветствие.
|
Понимание важности практической деятельности. | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ранее, и того, что ещё не изучено;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.
|
II. Актуализация знаний. | Организует фронтальную работу по выполнению заданий, организует заполнение кластера при помощи ментальной карты. | Отвечает на проблемные вопросы учителя. Работает с представленными на слайде примерами, заполняет кластер на тему «Осложнённые предложения» с помощью учителя. | Вспомни: чем может быть осложнено предложение?
(Однородными членами; обобщающим словом при однородных членах предложения; обращением, вводными конструкциями.)
|
1.Слайд2:
Что можно сказать об этих предложениях? -Друзья, будем строить дом по моему проекту. -Ремонт и реставрацию будем осуществлять по-моему. -По-моему, теоретические знания в любом деле необходимы всем. 2. Кластер выполняется в виде ментальной карты https://www.mindomo.com/mindmap/b8dde9322cc940f3abb17dbe3a946592 |
Вспомнить, чем могут быть осложнены предложения. | Регулятивные: работать по плану Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной, письменной форме
Регулятивные: самостоятельно находить и исправлять ошибки. |
III. Формулирова-ние темы урока, постановка цели
Цели: -Подведение ребёнка к формулированию темы и постановке задач урока. -Составление плана работы. |
Выдвигает проблему.
Просит ученика сформулиро-вать тему и цель урока. Уточняет понимание учащимся поставленных целей урока.
|
Формулирует тему урока, ставит цели.
Отвечает на проблемные вопросы, приводит примеры слов-омонимов и корней-омонимов.
|
Формулировка ответа на вопросы: «Как отличить вводные слова от слов-омонимов?», «Что такое корни-омонимы?»
|
Слайд3
Тема и цели урока.
|
Повторение и закрепление понятий «слова-омонимы», «корни-омонимы». | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,
формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание.
|
IV. Повторение материала
Цели: -Выявление ребёнком имеющихся знаний. -Развитие умения находить ответы на проблем-ные вопросы. -Подведение к самостоя-тельному выводу по способу работы с информацией.
|
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональ-ный настрой на восприятие материала урока. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащегося на исследование проблемной ситуации.
|
Составляет план достижения цели и определяет средства.
|
|
Слайд4
План работы на уроке
|
Вспомнить, что мы знаем о вводных словах, а что нам неизвестно. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с преподавателем в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; — составление плана и последовательности действий |
V. Исследова-ние материала урока | Выдвигает проблему.
Создает эмоциональ-ный настрой на работу с материалом урока. Формулирует задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.
|
Составляет план достижения цели и определяет средства для этого.
|
1. Работа с представленными на слайдах примерами и ответ на вопросы:
а). Являются ли вводным слова ДАЖЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО? б). Почему? 2). Выполнение упражнения 264 по учебнику (вспомним правило, с. 157). 3). Запись в словарик слов, никогда не являющихся вводными. 4). Самостоятельное составление предложений (2-3). Разбор ошибок (если есть). 5). Работа с презентацией, содержащей слова-омонимы в системе LMS |
1. Слайд5
Мама купила нам шоколад, торт, и даже мороженое. Я обязательно сдам все экзамены. 2. LMS (презентация) https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all
|
Запомнить слова, которые никогда не являются вводными и не выделяются запятыми.
Уметь отличать слова-омонимы от вводных слов. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; — составление плана и последовательности собственных действий. |
VI.Динамическая пауза | Создаёт эмоциональный настрой для восприятия текста, читает текст под лёгкую музыку | Выполняет действия по просьбе учителя | Давай представим себя на природе. Закройте глаза и вспомни тёплое лето, цветущий луг. Опусти глаза, чтобы лучше рассмотреть цветы. Протяни руки вперед – вот на них на секунду присела лёгкая бабочка и вновь вспорхнула. Подними руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка. Поверни голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника… | Слайд6 (пейзаж)
|
||
VII. Закрепление материала
Цель: Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
|
Организует работу по выполнению предложенных заданий.
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.
|
Решает типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Читает задания, выполняет устно и письменно.
|
Используя вводные слова, вырази различное отношение к тем сообщениям, которые содержатся в предложениях на слайде (устно). Один из приведённых вариантов прописать в тетрадь. Сравнить с заданным эталоном. Доработать собственный материал.
|
1.Слайд6
-Завтра будет хорошая погода. -Эта повесть нам понравилась. -Экскурсия будет интересной. -Дорога была ровная. -Корабль причалил к пристани. 2.Слайд7 -Конечно, завтра будет хорошая погода. -Видимо, завтра будет хорошая погода. -К счастью, завтра будет хорошая погода. -К удивлению, завтра будет хорошая погода. |
Закрепить умение находить в предложении вводные слова и предложения и использовать их для построения предложений. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий учителя. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
VIII. Контролирую-щее задание
Цель: осознание обучающимся степени овладения полученных знаний.
|
Организует выполнение самостоятельной работы.
Организует самопроверку. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует проверку выполнения теста; оценочное высказывание ученика; обсуждение способов решения; поисковую работу, связывая результаты урока с его целями. |
Самостоятельно выполняет тест в онлайн-формате. Выполняет самопроверку по образцу, исправляет ошибки (если есть).
|
Работа с онлайн-тестом.
|
https://infourok.ru/testConstructor/catalog?page=0&search=&sorting=desc
|
Умение находить в предложениях вводные конструкции.
|
Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
Отмечает степень вовлеченности учащегося в работу на уроке. |
Формулирует конечный результат своей работы на уроке.
Называет основные позиции пройденного материала и степень его усвоения (что получилось, что не получилось и почему). |
1. Вопросы:
-Мы достигли поставленных целей? -Чему мы научились? -Зачем вводные слова используются в речи? 2. Формулировка ответа на последний вопрос с использованием обращения и вводного слова (письменно).
|
Слайд8
Друзья, без сомнения, вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.
|
Уметь правильно использовать обращения и вводные слова для построения предложений. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения собственных потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
X. Домашнее задание. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1). Обязательно: просмотр видеоурока на стр. гугл-класса по теме «Вводные слова». 2). Задание по выбору: 1). Стр. 159, упр.269 По данным схемам составить и записать предложения. 2). Придумать и записать по 3 предложения с вводными словами и словами-омонимами. 3). Написать письмо другу с использованием обращений, вводных слов и слов-омонимов. |
1.Слайд9
Домашнее задание: Обязательно: -просмотр видеоурока на стр. гугл-класса по теме «Вводные слова». https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all -в помощь — обобщающая таблица «Вводные слова» http://svet-v-texte.ru/russkij-yazyk/sintaksis/vvodnye-slova-i-vvodnye-konstruktsii
По выбору: 1). Стр. 159, упр.269. 2). Придумать и записать по 3 предложения с вводными словами и словами-омонимами. 3). Написать письмо другу с использованием обращений, вводных слов и слов-омонимов.
|
Условия реализации урока | |||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы | Оборудование |
1.http://www.school-collection.edu.ru
– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2.https://learningapps.org/myapps.php 3.https://docs.google.com/forms/u/0/ 4. https://lecta.rosuchebnik.ru 5.https://learningapps.org/myapps.php 6.https://lecta.rosuchebnik.ru, https://learningapps.org/myapps.php, .http://www.school |
1. Учебник для 8 класса. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2019). | 1.Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс»/ 4 изд.- М.: Дрофа, 2016.
2.Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под ред. Леканта. – Волгоград: «Учитель», 2016. |
1.Оборудование для дистанционного обучения
компьютерная программа Skype, Операционная система Mac OS |
Использованная литература
1.Аникин, А.И. Лексико-семанпгические средства связи вставных конструкций с основной частью предложения. Учён. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. – М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
2. Аникин, А.И. Основные грамматические и семантические свойства вводных слов и словосочетаний // РЯШ. — 2006. — №5. C. 90. 3. Бабаицева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 2009 — 234 с. 4. Бабайцева, В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 2007. — 456 с. 5. Бабайцева, В.В., Чесиокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват учеб заведений. — 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999. — 200 с. 6. Бархин, К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – Минск, 2008. — 200 с. 7. Белошапкова, В.А., Современный русский язык, синтакси. – М.: 2007. — 145 c. 8. Бепошапкова, В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высшая школа, 2007. — 345 с. 9. Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008. — 176 с. 10. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г.А. Богданова. — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006. — 400 с. 11. Богоявленский, Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М.: Педагогика, 2007. — 300 с. 12. Валгимз, Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М.: Высшая школа, 2009. — 250 с. 13. Величко, Л.И. Работа над текстом при изучении вводных слов // РЯШ. 2000. — №6. — 89 с. 14. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.А. Золотова — 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2006. — 459 с. 15. Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 2003. — 500 с. 16. Глебова, Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. — М.: 2010. — 145 c. 17. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 2008. — 345 с. 18. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Кпобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканга — М.: Высшая школа, 2001. — 200 с. 19. Кустова, Г.И. Синтаксис современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев — М.: Академия, 2005. — 254 с. 20. Левушкина, О.Н. Учебный модуль для старших классов «Роль заимствованной лексики в современном русском языке» / О.Н. Левушкина, З.В. Глебова // Русский язык в школе. — 2010. — №8. — С. 40-46. 21. Лекант, П.А. Современный русский язык: Учеб. пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков — М.: Дрофа, 2000. — 548 с. 22. Основы методики русского в 4-8 классах / Под ред. Текучева A.B. и др.: 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2003. — 190 с. 23. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д Дейкина, О.М. Александрова, науч. Ред. Н.М. Шанский] — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 400 с. 24. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация / B.B. Бабайцева, Л.Ю. Максимов — Ч.3 — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с. 25. Тростенцова, Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л.А. Тростенцова, А.И Запорожец. — М.: Просвещение, 2009. — 300 с. 26. Шапиро, А.Б. О предмете синтаксиса // Тезисы докладов на совещании языковедов вузовских и академических учреждений по теоретическим вопросам синтаксиса — М.: 2010 — 300 c. |