Направления в литературе и искусстве
1. Классици́зм (фр. Classicisme, лат. classicus – первоклассный; от лат. сlassicus – «образцовый») – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нём нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Классицизм получил своё развитие в начале XX века как неоклассицизм.Теоретик классицизма — Николя Буало. |
||
Представители | 1. Зарубежная литература: Пьер Корнель, Никола Буало, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин.
2. Русская литература: А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, Тредиаковский. |
|
Отличительные черты | 1. Наследование традиций искусства античности, интерес к русской летописной истории.
2. Регламентированность, идея служения государю и Отечеству. 3. Правило трёх единств (времени, места, действия). Места (действие происходит в одном месте). 4. Строгое деление героев на положительных и отрицательных. Идеализирование героев. 5. Культ разума (действия и поступки героев подчинены разуму): утверждение разумного начала, отчуждение неразумного. 6. Художественное произведение представляет собой логически построенное целое со строгой композицией и объективным содержанием. 7. Значимость гражданской проблематики содержания. 8. На первом месте – воспевание деяний государственных мужей. 9. Стремление к рационализму. 10. Воспевание города, его монументальности, строгости. |
|
Деление на жанры
|
1. Высокие (трагедия, поэма, ода, героическая песня): герои – государственные мужи, повествуется об общественной жизни, истории, о выдающихся событиях и выдающихся людях. Это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
2. Низкие (комедия, басня, сатира): герои – обычные люди третьего сословия, повествуется о повседневной, частной жизни буржуа. |
|
Сентиментали́зм (фр. Sentimentalisme (sentimental – чувствительный), от фр. sentiment — чувство) – литературное течение, возникшее в литературе и искусстве Западной Европы и России во второй половине XVIII – начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. |
||
Представители | 1. Зарубежная литература: Лоренс Стерн, Сэмюэл Ричардсон (Англия), Жан-Жак Руссо (Франция).
2. Русская литература: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов. |
|
Отличительные черты | 1. Субъективное изображение мира.
2. Культ чувств. Стремление изобразить человеческую психологию. 3. В центре изображения – чувства обычного человека, наделённого богатым духовным миром, деревня, природа. 4. Идеал – нравственная чистота, непорочность. 5. Значимость гражданской проблематики содержания, идеализация действительности. |
|
Литературные формы и жанры
|
1. Эпос (сентиментальная повесть, путевые заметки, послание, эпистолярный роман).
2. Лирика (элегия, народные песни). 3. Драма (мещанская драма). |
|
Романти́зм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – идейное и художественное направление в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм. |
||
Представители | 1. Зарубежная литература: Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье.
2. Русская литература: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. |
|
Отличительные черты | 1. Необычность характеров: изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
2. Трагический поединок личности и судьбы. 3. Романтический герой наделён неукротимым стремлением к свободе, вечным несогласием с окружающей действительностью. 4. Двоемирие (несогласие с миром реальности, уход в мир иллюзий, мистики, поиск идеального мира). 5. Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному. 6. Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного. 7. Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству. |
|
Литературные формы и жанры
|
1. Эпос (роман, повесть, баллады и думы, поэмы).
2. Лирика (элегия, пейзажная лирика, философская лирика). 3. Драма (проблемно-историческая драма). |
|
Реали́зм (от позднелат. reālis «действительный») – направление в искусстве и литературе, ставящее целью наиболее полное, верное и правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Реализм появился в России в XIX веке. |
||
Представители | 1. Зарубежная литература: Оноре де Бальзак, Стендаль, Проспер Мериме, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан.
2. Русская литература: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. |
|
Отличительные черты | 1. Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.
2. Типизация персонажей. 3. Изображение характеров и событий в их развитии. 4. Исторически конкретные общество, события, эпоха. 5. В центре внимания – конфликт (герой – общество). 6. Важность детализации интерьера, портрета, пейзажа. |
|
Литературные формы и жанры
|
1. Эпос (рассказ, повесть, роман, эпопея, поэма).
2. Лирика (песня, элегия, сатира). 3. Драма (трагедия, комедия, драма, исторические хроники). |