Сочинение-рассуждение «Что такое внутренний мир человека?» Пошаговая инструкция написания сочинения.

Текст для анализа (по Чингизу Айтматову)

(1)Мальчик завидел автолавку, которая спускалась с горы, и из-за этого по дороге клубилась пыль. (2)Он так обрадовался, точно знал, что сегодня ему будет куплен новый кожаный портфель. (3)Мальчик тотчас выскочил из озера, быстро натянув штаны на тощие бёдра. (4)Весь мокрый и посиневший от холодной воды, побежал он по тропе ко двору, чтобы первым возвестить приезд автолавки.

(5)Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны, если не по силам было их перескочить. (6)Он нигде не задержался ни на секунду: ни возле высоких трав, ни возле камней. (7)Хотя знал, что были они вовсе не простые. (8)Они могли обидеться и даже подставить ножку. (9)«Я приду потом: машина-магазин приехала», – бросил он на ходу «Лежащему верблюду». (10)Так мальчик называл рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. (11)Обычно он не проходил мимо, не похлопав своего «Верблюда» по горбу. (12)Хлопал его по-хозяйски, как дед своего куцехвостого мерина. (13)Был у него валун «Седло» – наполовину белый, наполовину чёрный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне. (14)Был еще камень «Волк» – очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощным загривком и тяжёлым надлобьем. (15)К нему он подбирался ползком и прицеливался, (16)Но самый любимый камень – это «Танк», солидная, несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. (17)Так и жди, кинется «Танк» с берега и пойдёт, и забурлит река, закипит белыми бурунами. (18)Танки в кино ведь так и ходят: с берега в воду – и пошёл…

(19)Мальчик редко смотрел военные фильмы и потому крепко запоминал виденное. (20)Дед иногда возил внука в кино на совхозную племенную ферму за горой. (21)Потому и появился на песчаном берегу «Танк», готовый всегда ринуться через реку. (22)Были ещё и другие камни: «вредные» и «добрые», «хитрые» и «глупые».

(23)Среди растений тоже были разные: «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. (24)Колючий бодяк, например, – главный враг; мальчик рубился с ним десятки раз на дню. (25)Но конца этой войне не видно было: бодяк всё рос и умножался. (26)А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, – самые умные и весёлые цветы. (27)Лучше всех встречают они утром солнце. (28)Другие травы ничего не понимают: что утро или вечер, им всё равно. (29)А вьюнки, как только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. (30)Сначала один глаз, потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. (31)И если сидеть возле них совсем тихо, то кажется, что они, проснувшись, неслышно шепчутся о чём-то. (32)Муравьи – и те это знают. (33)Утром они бегают по вьюнкам, жмурятся на солнышке и слушают, о чём говорят цветы между собой. (34)Может быть, сны рассказывают?

(35)Мальчик любил лечь на спину и смотреть в небо. (36)Сначала сквозь слёзы почти ничего не различить. (37)А потом приплывут облака и будут выделывать наверху всё, что ты задумаешь. (38)Облака, однако, знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь, чтобы никто тебя не нашёл и чтобы все потом вздыхали и ахали – исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдём?..

(39)И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во всё, чего ты ни захочешь. (40)Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. (41)Надо только уметь узнавать, что изображают облака.

(42) И ещё разные разности знал он о травах. (43)К серебристым ковылям, что росли на пойменном лугу, он относился снисходительно. (44)Они чудаки-ковыли! (45)Ветреные головы. (46)Их мягкие, шелковистые метёлки без ветра жить не могут. (47)Только и ждут, куда дунет, туда они и клонятся. (48)И кланяются все как один, весь луг, как по команде. (49)А если дождь пойдёт или гроза начнётся, не знают ковыли, куда им приткнуться. (50)Мечутся, падают, прижимаются к земле. (51)Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… (52)Но это они притворяются. (53)Утихнет гроза, и снова легкомысленные ковыли на ветру: куда ветер, туда и они…

(54)Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали. (55)И разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всём. (56)Он стремглав бежал к ней. (57)Что уж там говорить, автолавка – это тебе не камни и не травы какие-то. (58)Чего там только нет, в автолавке!

(Чингиз Айтматов)

Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) – киргизский писатель, создавший множество произведений на киргизском и русском языках. Его герои – труженики, чистые и честные люди, открытые миру. Его произведения: «Джамиля» (1958), «Тополёк мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962), «Белый пароход», «Плаха» (1986) и др.

Шаг 1. Внимательно читаем задание.

Прежде чем приступить к написанию экзаменационного сочинения по типу ОГЭ части 15.3, внимательно ознакомьтесь с заданием:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека?»,  взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) при­мера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а вто­рой — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шаг 2. Выделяем ключевые слова.

Если представленное задание «сжать», опираясь на ключевые слова, то получится следующее:

Подумайте над словосочетанием ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Дайте ему определение и прокомментируйте его. Приведите два примера-аргумента, опираясь, прежде всего, на исходный текст, затем на жизненный опыт, написав сочинение-рассуждение не менее чем в 70 слов. Пересказанный или переписанный исходный текст не оценивается баллами. 

Шаг 3. Составляем план сочинения.

Теперь передадим содержание задания ещё более «сжато», то есть оформим план сочинения: 

  1. Тезис (понятие и его определение).
  2. Комментарий (он может быть помещён в одном абзаце с тезисом, в зависимости от вашего индивидуального замысла).
  3. Аргумент 1 (рассуждение на основе прочитанного текста).
  4. Аргумент 2 (рассуждение, основанное на жизненном опыте).
  5. Вывод.

Шаг 4. Оформляем тезис и комментируем его.

Внутренний мир человека – это духовная сущность, составляющая личность человека. Внутренний мир каждого из нас может быть безграничен, и насколько он богат, зависит от нас самих. Говоря о духовности, мы, конечно, подразумеваем нравственность, а значит, чем более человек наделён высокими нравственными качествами, тем более богат его внутренний мир.

Выделенное жирным шрифтом предложение – это тезис, остальное – комментарий.

Шаг 5. Работаем над аргументацией.

Перейдём к пояснению аргументации. Аргументы должны содержать доказательства основного тезиса, то есть примеры, иллюстрирующие правильность высказанной мысли. Многие ребята не могут отличить пересказ от рассуждения. Во избежание этого выполняйте следующие действия.

Аргумент 1. Чтобы не «опуститься» до банального пересказа, постарайтесь осмыслить фрагмент текста, в котором содержится доказательство основной мысли, обобщить его и придумать мини-тезис. В таком случае вы уж точно начнёте своё сочинение не с пересказа, а именно с рассуждения. После этого можно частично изложить содержание текста, подтверждающего основную мысль, и сделать… мини-вывод, который тоже, конечно же, будет содержать ваши рассуждения. Так вы сумеете создать абсолютно правильный вариант рассуждения, хотя и самый простой.

Итак, если в общий план внести небольшие изменения и создать сложный план, то в подпунктах мы увидим, что каждый конкретный аргумент строится по тому же типу, что и любое сочинение-рассуждение.

Давайте созданный простой план превратим в сложный. Вот что получится:

  1. Тезис.
  2. Комментарий.
  3. Аргумент 1 (рассуждение на основе прочитанного текста).

            а) мини-тезис;                                                                                                                                                          б) пример-иллюстрация из текста;                                                                                                                        в) мини-вывод по первому аргументу.

  1. Аргумент 2 (рассуждение, основанное на жизненном опыте).

             а) мини-тезис;                                                                                                                                                           б) пример-иллюстрация из жизненного опыта;                                                                                                     в) мини-вывод по первому аргументу.

  1. Вывод.

Теперь поработаем над первым аргументом (на основе прочитанного).

В тексте жирным шрифтом выделены несколько ключевых моментов, отражающих основную мысль всего содержания: мальчик по-особому воспринимает окружающий мир, одухотворяя камни, растения, облака… Оформляем мини-тезис, обобщая прочитанную информацию и применяя её к людям вообще, а не конкретно к персонажу теста.

Часто о богатом внутреннем мире человека говорит его способность воспринимать мир по-особенному, не так, как все. 

Мини-тезис оформлен. Теперь можно привести конкретный пример из текста, не забывая указать его автора.

Так, в тексте Чингиза Айтматова главный герой олицетворяет всё, что его окружает. Во-первых, он в каждом камне видит свой характер через его внешность (пр. 8). По этим признакам камни наделены мальчиком индивидуальными именами: «Верблюд», «Волк», «Седло», «Танк». Во-вторых, ребёнок в своём воображении так же, как и камни, различает растения (пр. 23): колючий бодяг – «враг», полевые вьюнки – «весёлые цветы», ковыли – «чудаки»… Облака для героя, вообще, являются «волшебниками», умеющими превращаться во что угодно ради того, чтобы увести человека от грустных мыслей (пр. 39).

Осталось обобщить первый аргумент, то есть сделать мини-вывод.

Именно такие люди, как описанный автором мальчик, обладают богатым внутренним миром.

Первый аргумент готов.

Аргумент 2. Переходим к работе над вторым аргументом. Здесь в качестве примеров мы используем жизненный опыт, который может включать в себя следующее:

  • читательский опыт (книги, журналы, газеты, социальные сети, фольклор и так далее);
  • исторические сведения (цифры, факты);
  • личный жизненный опыт;
  • жизненный опыт окружающих людей;
  • придуманная история (если больше ничего не приходит в голову).

Только не нужно думать, что если приходится выбрать пункт пятый, то значит нужно обманывать читателей и экспертов, как многие считают. Ведь вы занимаетесь сочинительством и становитесь автором своего творческого высказывания, а вся художественная литература в большей или меньшей степени содержит художественный вымысел.

Приведём самый простой пример второго аргумента (на основе жизненного опыта).

      Любой человек, обладающий богатым внутренним миром, интересен окружающим (мини-тезис). В моём классе есть девочка, очень умная, много читающая, занимающаяся музыкой, и при всём этом добрая, незаносчивая, способная прийти на помощь каждому, кто попал в беду (пример-иллюстрация). К такому человеку любой потянется (мини-вывод).

Шаг 6. Работа над заключением сочинения-рассуждения.

Осталось сделать общий вывод.

Таким образом, наш внутренний мир мы создаём сами. Представьте, как было бы здорово, если бы каждый человек на Земле неустанно работал над собой и становился всё интереснее, добрее, милосерднее! Лично я хочу видеть вокруг себя именно таких людей!

Шаг 7. Проверка, оценка, корректировка текста сочинения.

Мы закончили работу. А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Сочинение-рассуждение

Что такое внутренний мир человека?

Внутренний мир человека – это духовная сущность, составляющая личность человека. Внутренний мир каждого из нас может быть безграничен, и насколько он богат, зависит от нас самих. Говоря о духовности, мы, конечно, подразумеваем нравственность, а значит, чем более человек наделён высокими нравственными качествами, тем более богат его внутренний мир.

Часто о богатом внутреннем мире человека говорит его способность воспринимать мир по-особенному, не так, как все. Так, в тексте Чингиза Айтматова главный герой олицетворяет всё, что его окружает. Во-первых, он в каждом камне видит свой характер через его внешность (пр. 8). По этим признакам камни наделены мальчиком индивидуальными именами: «Верблюд», «Волк», «Седло», «Танк». Во-вторых, ребёнок в своём воображении так же, как и камни, различает растения (пр. 23): колючий бодяг – «враг», полевые вьюнки – «весёлые цветы», ковыли – «чудаки»… Облака для героя, вообще, являются «волшебниками», умеющими превращаться во что угодно ради того, чтобы увести человека от грустных мыслей (пр. 39). Именно такие люди, как описанный автором мальчик, обладают богатым внутренним миром.

Любой человек, обладающий богатым внутренним миром, интересен окружающим. В моём классе есть девочка, очень умная, много читающая, занимающаяся музыкой, и при всём этом добрая, незаносчивая, способная прийти на помощь каждому, кто попал в беду. К такому человеку любой потянется.

Таким образом, наш внутренний мир мы создаём сами. Представьте, как было бы здорово, если бы каждый человек на Земле неустанно работал над собой и становился всё интереснее, добрее, милосерднее! Лично я хочу видеть вокруг себя именно таких людей!

Шаг 8. Придумывание собственного варианта сочинения.

Всем успехов!

Поделитесь статьёй с друзьями в социальных сетях. Помогайте друг другу!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *