Пошаговая инструкция для написания сочинения ЕГЭ
- Шаг 1. Прежде чем начать писать сочинение по выявлению проблем исходного текста, внимательно ознакомьтесь с формулировкой задания, которая может послужить определённым планом работы. Обратите внимание на выделенные ключевые слова обозначенного плана в сформулированном ниже задании:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
- Шаг 2. Другими словами, план работы будет таковым (создаём план):
План работы
1). Формулировка проблемы (одной из существующих в тексте).
2). Комментарий (примеры из текста):
а) пример-иллюстрация 1 (с пояснениями);
б) пример-иллюстрация 2 (с пояснениями);
в) смысловая связь между обозначенными примерами.
3). Формулировка авторской позиции.
4). Собственное отношение к позиции автора и его аргументация (обязательно!).
5). Вывод.
- Шаг 3. Внимательное чтение текста, представленного для анализа с выявлением проблематики. (Помните: проблема – это то, что волнует автора! Те вопросы, на которые автор ищет ответы в своём тексте.)
- Шаг 4. Выбираем одну из поставленных проблем (лучше самую, на ваш взгляд, яркую и легкодоказуемую) и помечаем карандашом в тексте те примеры-иллюстрации, которые помогут вам аргументировать выбранную проблему.
- Шаг 5. Начинаем письменно оформлять свой комментарий, состоящий из трёх основных частей, поясняя выбранные примеры своими рассуждениями и цитатами из текста (небольшими и лаконичными).
- Шаг 6. Осмысливаем и записываем взаимосвязь приведённых примеров-иллюстраций (она должна служить определённой «подводкой» к поставленной проблеме).
- Шаг 7. Формулируем авторскую проблему.
- Шаг 8. Выражаем своё согласие (или несогласие) по проблеме и обязательно обосновываем своё мнение примерами из художественной литературы, истории, социума, на крайний случай, из жизни.
- Шаг 9. Формулируем вывод.
Помните: эта пошаговая инструкция не есть АБЗАЦЫ. Всё, что в ней указано, необходимо отразить в своём сочинении, чтобы набрать наибольшее количество баллов на экзамене, также она поможет правильно проанализировать проблему, а абзацное членение зависит от вашего собственного замысла. И, конечно же, следующим шагом вы должны ознакомиться с новыми критериями оценки экзаменационной работы.
- Шаг 10. Изучаем критерии оценки сочинения (задание 27).
Новые критерии оценивания зкзаменационной работы таковы (по материалам ФИПИ):
Часть 2.
Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы | |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема
прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,
или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
3 | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. | 2 | |
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. | 1 | |
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,
или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 | |
К 4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. | |
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. | 1 | |
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста,
или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текст. |
0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. |
1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая
ошибка). |
3 | |
Допущено не более двух ошибок. | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки. | 1 | |
Допущено более четырёх ошибок. | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущено одна–три ошибки. | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок. | 1 | |
Допущено более пяти ошибок. | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм | |
Грамматических ошибок нет. | 2 | |
Допущено одна-две ошибки. | 1 | |
Допущено более двух ошибок. | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной речевой ошибки. | 2 | |
Допущено две-три ошибки. | 1 | |
Допущено более трёх ошибок. | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют. | 0 | |
Допущены этические ошибки (одна и более). | ||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. | 1 | |
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале. | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
11. Шаг 11. Приступаем к написанию сочинения (сначала на черновике!).
12. Шаг 12. Производим правку текста в черновом варианте и только после этого создаём чистовой вариант.
Успехов!
Помогайте друг другу — делитесь информацией с друзьями в соцсетях: помогая другим, вы помогаете себе.