Текст для анализа (по О. Павловой)
(I) Лето. (2)Солнце разливает мёд по сотам дворов, раскрашивает яркой зелёнкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: «На воротах Пашка и Митька!» (б)Футболисты! (б)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: «Домой!» не разобьёт последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.
(7) Как и в моём детстве.
(8) Помню, мальчишкой идёшь по бульварам, утопленным в аромате черёмухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листовёрток. (9)Возьмёшь такой в руки, и, если не уснула в нём в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь её хрупкий кокон — и подарит, встревоженная, давно забытую историю…
(II) Был у нас во дворе дед.
(12) Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черёмухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.
(13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (Іб)Детству не интересна старость.
(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.
(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря!
(23)Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошёл их, опираясь на палочку, и ушёл со двора. (25)«Согнали старика», — нахмурился мой отец.
(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлечённые игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом:
(28)— Орлы! (29)А ну, подь-ка сюда!
(30)Дед принёс нам мяч. (31)Настоящий, из чёрно-белых шестиугольников, тугой — не чета нашему затёртому серому сдутышу! (32)«Чего рты раззявили? (33)А ну на поле — марш!» (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул.
(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков — всё отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черёмухи.
(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьёй. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам. (40)У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещённый приём или осмеливался схитрить или позволить себе играть вполноги. (42)Дед не выкрикивал имён, но каждый, замирая, думал: «Не мне ли свистят?», и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)3а какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района.
(44) А потом дед пропал.
(45) Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришёл домой, толкнул открытую дверь — родители, видимо, только что сами вернулись с работы — неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: «Как же Коле объяснить, что деда больше нет?».
(47)— Мама?!
(48)Она обернулась, ахнула:
(49)— Колечка, мы хотели сказать…
(50)…Во всём нашем пацанячьем детстве не было слёз горше…
(51) Детство не знает оправданий смерти…
(52)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (54)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (55)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черёмуховому деду усомниться в том, что его уроки честности — перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой — прошли не зря.
(По О. Павловой)
Внимательно прочитайте задание:
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение-рассуждение
Что такое честь?
Вариант 1
Я считаю, что честь – это не просто качество человека, а целый «букет» высоконравственных качеств: ведь это понятие включает в себя и строгое умение быть правдивым, и справедливое отношение к людям, и способность сохранять в себе чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.
Человек, обладающий честью, способен за короткий срок снискать уважение окружающих. В рассказе О. Павловой на деда не обратили бы и внимания (автором тонко подмечено: «Детству не интересна старость»), не обладай он перечисленным набором качеств. Однако старый человек очень быстро стал для ребят-футболистов эталоном чести. «3а какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района», – вспоминает рассказчик. Вот почему ребята ощутили большую утрату, когда не стало человека, прочно заложившего в них понятие о чести.
Большая ценность такого понятия, как честь, провозглашена и в фольклоре, и в художественной литературе. «Береги платье снову, а честь смолоду», – гласит народная пословица, главная часть которой явилась эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такие герои произведения, как Гринёвы и Мироновы, вызывают всеобщее уважение, потому что наделены могучей духовной силой с названием честь.
По моим наблюдениям, люди чести всегда притягивают к себе, как магнитом. Рядом с ними чувствуешь себя надёжно и комфортно. Великое дело – взращивать в себе достоинство!
Сочинение-рассуждение
Что такое честь?
Вариант 2
Честь – это качество человеческой личности, которое не допускает «запятнанной» репутации, потому что пускает корни из самых достойных качеств: порядочности, честности, верности слову и делу, справедливости. Честью мундира отмечают репутацию военных людей, честью белого халата – репутацию врачей. Если говорят, что какой-нибудь поступок делает вам честь, значит, этот поступок заслуживает уважения.
Читая текст О. Павловой, понимаешь, насколько приятно иметь дело с людьми чести. «Неприметный» дедушка, прививший ребятам чувство дружбы и собственного достоинства, служит примером честного и уважаемого всеми человека. Мальчишкам, приверженцам футбола, старичок не давал ни схитрить при игре, ни применить запрещённый приём (пр. 41). Поэтому ребята воспитывали в себе честное, ответственное отношение к делу, уважение друг к другу: «…каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика». Наверное, каждый из нас считался бы счастливчиком, окажись на месте этих пацанов. Когда рядом с подростками находятся такие люди, как главный герой приведённого произведения, они не могут не стать достойными людьми.
Листая страницы художественной литературы, находишь огромное количество афоризмов, связанных с понятием честь. В подтверждение приведу некоторые запомнившиеся цитаты. У Ф.М. Достоевского есть такие строки: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». Французский писатель Ромен Роллан писал: «Честь – вот истинная красота». А в словаре языка А.С. Пушкина это слово употребляется 340 раз. Поэт не раз отмечал, что для него важна неприкосновенность имени и чести «…во всех уголках России».
Мне кажется, в современном обществе понятие о чести несколько утратило своё значение – и это очень печальное наблюдение. Такого нельзя допускать: священное слово «честь» требует немедленного возрождения!
Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!
Спасибо за полезную информацию!:)