Конспект урока по теме «Образование действительных причастий настоящего времени»
Тема. Образование и правописание действительных причастий настоящего времени
Цель. Продолжать учить распознавать действительные и страдательные причастия в речи, образовывать действительные причастия настоящего времени, грамотно используя соответствующие суффиксы.
Развивать умения устанавливать связи между грамматическими категориями глагола и условиями образования причастий, выполнять аналитические мыслительные операции, синтезировать полученные знания в правила и алгоритмы.
Воспитывать культуру речи, патриотизм, любовь к литературе, творческий подход к изучению языкознания.
Оборудование. Учебник, схемы, дидактический материал.
Ход урока
- Записать число, «классная работа».
- Сообщение цели.
— Сегодня мы продолжим учиться распознавать действительные и страдательные причастия в речи, научимся образовывать и правильно, без ошибок, писать действительные причастия настоящего времени. И, конечно же, закрепим знания о причастном обороте и знаках препинания при нём.
- Актуализация знаний
— Проверка домашнего задания: прочитать выписанные причастия, определить – действительные или страдательные. Объяснить.
— В чём разница между действительными и страдательными причастиями?
— Назовите суффиксы причастий.
- Повторение ранее пройденного.
1). Написание словаря с объяснениями (с. 46).
2). Записать причастия в две колонки: в первую – действительные, во вторую – страдательные (у доски работают два человека – каждый записывает причастия одного вида).
Реш…ная, решающий, выращ…ные, вырастившие, законч…ная, заканчиваемый, заканчивающий, утер…ная, утерявший, сыгравший, сыгр…ная, объявл…ные, высуше…ное, высушиваемый, высушивший, слома…ное, сломавший, заброш…ные, бросающий, избалова…ная, балующийся, избаловавший, получ…ная, получающий, озабоч…ные, заботящийся.
3). Образуйте от следующих сочетаний все возможные виды причастий:
Сочетание | Действительное причастие наст. вр. | Действительное причастие прош. вр. | Страдательное причастие наст. вр. | Страдательное причастие прош. вр. |
Тот, который пригинается (пригнулся) | пригинаЮЩийся | пригнуВШийся | пригинаЕМый | — |
Те, которые скачут (проскакали) | скачУЩие | проскакаВШие | — | — |
Озарять (озарить) | озаряЮЩее | озаряВШее | озаряЕМое | озарЁННое |
Сберегать (сберечь) | сберегаЮЩая | сберегаВШая | сберегаЕМая | сбережЁННая |
Тянуть (натянуть) | тянУЩая | тянуВШая | — | натянуТая |
Подниматься (подняться) | поднимаЮЩийся | подняВШийся | поднимаЕМый |
4). Назовите разряд и время причастий:
пригнувшийся казак
скачущие кони
натянутая тетива
поднявшийся на дыбы конь
озаренное лучами небо
оберегаемая земля
- Объяснение (закрепление) нового материала
1). Вспомните, как образуются действительные причастия настоящего времени? (С. 47)
2). Образуйте (с объяснениями) действительные причастия настоящего времени от глаголов:
Открывать (открывающий, от глаг. 1спр.);
Парить (парящий, от глаг.2спр.)
Оживать, побеждать, занимать, выписать, лечить, тушить, лепить (аналогично).
— Так, от глаголов какого вида образуются такие причастия? (от глаголов несовершенного вида).
3). Выполнение упражнения 89 (самостоятельно с последующей проверкой или коллективно и у доски).
4). Образуйте от глаголов несовершенного вида, стоящих в настоящем времени, действительные причастия настоящего времени и укажите, в чём сходство этих глаголов и причастий.
КричАт – кричАщий
думаЮт – думаЮщий
просЯт – просЯщий
видЯт – видЯщий
работаЮт – работаЮщий
закрываЮт – закрываЮщий
седеЮт – седеЮщий
сидЯт — сидЯщий
— Выделить основу и суффиксы.
— Сделайте вывод, от какой основы и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени.
5). Самостоятельное выполнение упр. 90 (с. 48).
- Подведение итогов.
— На какие категории глагола нужно обращать внимание при образовании действительных причастий н. вр.?
— От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-?
- Выставление оценок. Комментарии.
- Домашнее задание. П. 13. Словарь (с. 46-49), упражнение 91.