Литературные направления (течения)

Направления в литературе и искусстве

1.      Классици́зм (фр. Classicisme, лат. classicus – первоклассный; от лат. сlassicus – «образцовый»)течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нём нашли отражение представление о рационалисти­ческой гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум чело­века. Классицизм получил своё развитие в начале XX века как неоклассицизм.Теоретик классицизма — Николя Буало.

Представители 1.      Зарубежная литература: Пьер Корнель, Никола Буало, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин.

2.      Русская литература: А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, Тредиаковский.

Отличительные черты 1.      Наследование традиций искусства античности, интерес к русской летописной истории.

2.      Регламентированность, идея служения государю и Отечеству.

3.      Правило трёх единств (времени, места, действия). Места (действие происходит в одном месте).
Времени (описываемое действие происходит в течение 24 часов — одних суток).
Действия (одна сюжетная линия, один конфликт).

4.      Строгое деление героев на положительных и отрицательных. Идеализирование героев.

5.      Культ разума (действия и поступки героев подчинены разуму): утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.

6.      Художественное произведение представляет собой логически построенное целое со строгой композицией и объективным содержанием.

7.      Значимость гражданской проблематики содержания.

8.      На первом месте – воспевание деяний государственных мужей.

9.      Стремление к рационализму.

10.  Воспевание города, его монументальности, строгости.
Основная идея: конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного.
Эстетические принципы:
1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не меняется на протяжении повествования).
2. Герои — носители одной добродетели и одного порока. Герои произведений классицизма — своего рода «шаблоны»: из произведения в произведение переходят образы служанок — помощниц своей госпожи, мужественные, правдивые, остроумные герои («типические образы»). Видные государственные деятели только воспеваются — высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии повествуют о жизни буржуа.
3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания.
4. Основано на исторических событиях и соответствует каноническим представлениям о них.
5. Рационализм.
6. Служение в первую очередь государству и его интересам.

Деление на жанры

 

1.      Высокие (трагедия, поэма, ода, героическая песня): герои – государственные мужи, повествуется об общественной жизни, истории, о выдающихся событиях и выдающихся людях. Это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.

2.      Низкие (комедия, басня, сатира): герои – обычные люди третьего сословия, повествуется  о  повседневной, частной  жизни буржуа.

Сентиментали́зм (фр. Sentimentalisme (sentimental – чувствительный), от фр. sentiment — чувство) – литературное течение, возникшее в литературе и искусстве Западной Европы и России во второй половине XVIII – начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма.

Представители 1.      Зарубежная литература: Лоренс Стерн, Сэмюэл Ричардсон (Англия), Жан-Жак Руссо (Франция).

2.      Русская литература: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов.

Отличительные черты 1.      Субъективное изображение мира.

2.      Культ чувств. Стремление изобразить человеческую психологию.

3.      В центре изображения – чувства обычного человека, наделённого богатым духовным миром, деревня, природа.

4.      Идеал – нравственная чистота, непорочность.

5.      Значимость гражданской проблематики содержания, идеализация действительности.

Литературные формы и жанры

 

1.      Эпос (сентиментальная повесть, путевые заметки, послание, эпистолярный роман).

2.      Лирика (элегия, народные песни).

3.      Драма (мещанская драма).

Романти́зм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – идейное и художественное направление в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители 1.      Зарубежная литература: Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье.

2.      Русская литература: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

Отличительные черты 1.      Необычность характеров: изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

2.      Трагический поединок личности и судьбы.

3.      Романтический герой наделён неукротимым стремлением к свободе, вечным несогласием с окружающей действительностью.

4.      Двоемирие (несогласие с миром реальности, уход в мир иллюзий, мистики, поиск идеального мира).

5.      Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.

6.      Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

7.      Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.

Литературные формы и жанры

 

1.      Эпос (роман, повесть, баллады и думы, поэмы).

2.      Лирика (элегия, пейзажная лирика, философская лирика).

3.      Драма (проблемно-историческая драма).

Реали́зм (от позднелат. reālis «действительный») направление в искусстве и литературе, ставящее целью наиболее полное, верное и правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Реализм появился в России в XIX веке.

Представители 1.      Зарубежная литература: Оноре де Бальзак, Стендаль, Проспер Мериме, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан.

2.      Русская литература: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

Отличительные черты 1.      Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.

2.      Типизация персонажей.

3.      Изображение характеров и событий в их развитии.

4.      Исторически конкретные общество, события, эпоха.

5.      В центре внимания – конфликт (герой – общество).

6.      Важность детализации интерьера, портрета, пейзажа.

Литературные формы и жанры

 

1.      Эпос (рассказ, повесть, роман, эпопея, поэма).

2.      Лирика (песня, элегия, сатира).

3.      Драма (трагедия, комедия, драма,  исторические хроники).

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *