Каллиграммы

К А Л Л И Г Р А М М Ы

Немного об авторе. Павел Сергеев родился в 1951 году во Владимирской области. Жил, учился в г. Владимире. Занимался в Областной молодежной литстудии. В 1973 году окончил Владимирский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика» и получил распределение в г, Красногорск под Москвой. Служил в Советской Армии на Дальнем Востоке. Работал на Красногорском механическом заводе -в цехе, в серийно-конструкторском отделе, в Красногорском Отделении МГТУ им. Н.Э. Баумана,-  участвовал в научной экcпедиции с телескопом космических лучей на высокогорную станцию «Арагац» в Армении. Был переведен в Московское НПО «Астрофизика» — принимал участие в разработке система автоматического управления составного многоэлементного телескопа. Имеет научные публикации и знак «Изобретатель СССР». Одновременно с этим Павел занимался в молодежной  литстудии при Московской писательской организации /семинар Б.А. Слуцкого/ и в литстудии «Зеленая лампа» при редакции журнала «Юность» /семинар О.Г. Чухонцева/. Участвовал в IV Московском Совещании молодых писателей. В Союз писателей был принят в 1991 году. Стихи и проза /короткие рассказы/ Павла публиковались в центральной печати.

С начала 80-х годов Павел Сергеев составляет и рисует каллиграммы. Идея каллиграмм появилась у него после знакомства с искусством китайских печатей, на которых иероглифы расположены компактно и содержат в себе автографы, изречения, сентенции.

А что если попробовать «иероглифизировать» буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив строки по вертикали — тогда получится по форме что-то вроде китайской печати. Но сделать это нужно так, чтобы текст можно было прочитать при сосредоточении внимания. Возможность для этого есть, так как буквенный текст обладает большой информационной избыточностью ~ то есть, если исключить из него до 40-50 процентов букв или их элементов, то ещё сохраняется возможность прочитать текст однозначно. В каллиграммах производится как бы «выжимание» избыточной информации — буквы в них частично заслоняют одна другую или переплетаются до предела узнаваемости, у них образуются общие элементы. В каллиграммах остается лишь намёки на буквы. Но необходимо строго соблюдать правило: «геометрический центр» последующей буквы должен быть смещен вправо от центра предыдущей /или вниз, если слово пишется вертикально/ — чтобы не допустить разночтений.

В своих каллиграммах в той или иной мере Павел Сергеев использует принципы и элементы таких видов графического искусства как:

— монограммы и вензеля;

— буквицы /заглавные буквы/ в русских летописях;

— краткопись древнерусского письма — славянская вязь;

— искусство экслибриса — книжного знака;

— искусство товарного знака, логотипа;

— друдлы, ребусы, шарады, графический каламбур;

— идеограммы /рисунки буквами-словами/;

— искусство орнамента;

— японское искусство «нэцке» /принцип минимизации формы/; и других.

Название «каллиграммы» Павел заимствовал у французского поэта Гийома Аполлинера, который часть своих стихов выполнял в виде рисунков, соответствующих теме стихотворения. Этот жанр имеет древние традиции и в общем виде называется «идеограммой» — идеограммы рисовали еще древние кельты.

Эти идеи до сих пор «витают в воздухе» — что-то подобное встречается и в популярном среди молодежи искусстве «граффити» — уличные настенные надписи и рисунки. Но мотивы и цели «граффити» иные.

Для составления своих каллиграмм Павел Сергеев использует пословицы и поговорки, афоризмы, стихотворные строки, названия художественных произведений и т. п. — то есть фразы, имеющие смысловую, общезначимую ценность, которые интересно разгадывать, читать, узнавать.

Каллиграммы — жанр трудоёмкий: сначала её нужно придумать, сделать набросок, несколько черновиков, иногда до десяти. Чистовик оформляется тушью на ватмане. Павел оформляет свои каллиграммы и в цвете « цвет расширяет возможности.

С 1985 года каллиграммы публиковались в газетах как занимательный жанр — графические загадки. На протяжении трёх лет /1987-90/ каллиграммы публиковались в областной молодежной газете «Комсомольская искра» Местное время» /г. Владимир/, вызывал многочисленные отклики-ответы читателей — проводился конкурс с подведением итогов и определением победителей. Был накоплен опыт публикации этого жанра.

Были публикации и журналах «Наука и жизнь», «Пионер», «Пожарное дело», «Аэрофлот». С ноября 2000 года каллиграммы периодически публикуются в газете «Москвичка», вызывая положительные отзывы.

При чтении-разгадывании каллиграмм происходит тренировка образно-интуитивного /иероглифического/ мышления, преодоление стереотипов; восприятия, а также развивается способность сосредоточения внимания и выделения полезной информации из «шума». Эти качества могут пригодиться людям самых разных профессий, особенно психологически и технически сложных — при обучении, принятии решений в нестандартных ситуациях.

Каллиграммы могут найти применение в тестовых программах — для определения быстроты и гибкости мышления, в учебных и развивающих программах для детей — текст, прочитанный с усилием, напряжением лучше запоминается.

В дальнейшем каллиграммы могут послужить для создания буквенно-иероглифического письма, сочетающего в себе достоинства буквенного-универсальность, динамичность и иероглифического — образность, компактность.

Каллиграммы можно выполнить на иностранных языках. Можно сделать каллиграммы, которые одинаково читаются на двух языках, Можно «вписать» в русский текст соответствующие китайские иероглифы и наоборот — такая возможность существует благодаря значительной информационной избыточности буквенного текста и, с другой стороны, вследствие гибкости, пластичности китайских иероглифов, которая хорошо заметна в «травянистом стиле»- цаошу.

Располагать каллиграммы при публикации необходимо с учётом возрастания сложности — чтобы подготовить читателя к более сложным, требующие большего напряжения внимания»

Идею каллиграмм можно обнаружить и в самой природе — это расположение элементов по принципу «минимизации», экономии пространства при максимуме возможных элементов — упаковка без зазоров. Так, например, располагаются листья у деревьев — особенно наглядно это видно на молодых деревцах клёна. Часть каждого листа закрыта другими, но настолько, чтобы ему доставалось солнца, чтобы его можно было увидеть, узнать — как букву в каллиграмме. Свободного места не остаётся, причём, листочки размещены очень красиво и гармонично.

Сергеев Павел Васильевич

Адрес: 143400, Московская обл., г. Красногорск,

Центральный проезд, д. 20, кв. 4 Дом. телефон : 564 -59 – 94

Обратите внимание!!!

Номера рисунков соответствуют номерам ответов на каллиграммы.

1

 

2   

 

3

 

4

 

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

11

 

 

12

 

13

 

14

 

15

16

17

 

 

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

 

 

 

 

 

 

33

 

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ НА КАЛЛИГРАММЫ

  1. Слон
  2. Медведь
  3. Олень
  4. Заяц
  5. Собака
  6. Голубь
  7. Петух
  8. Синичка
  9. Воробей
  10. Ласточка
  11. Окунь
  12. Щука
  13. Сазан
  14. Карась
  15. Shark /Акула/
  16. hare /заяц/
  17. flsh /рыба/
  18. Чайник
  19. Роза
  20. Майка
  21. Серебряное копытце
  22. Золотой ключик
  23. Царевна-лягушка
  24. Рыбке — зонтик
  25. Козе – баян
  26. Сбоку бантик
  27. Птичку жалко
  28. Медвежья услуга
  29. Тришкин кафтан
  30. Филькина грамота
  31. Заячий тулупчик
  32. Платье голого короля
  33. Кошке игрушки — мышке слёзки
  34. Уговор дороже денег
  1. Подальше положишь * поближе возьмёшь
  2. Семь раз отмерь — один отрежь
  3. Тише едешь — дальше будешь
  4. Вода камень точит
  5. Клара у Карла украла кларнет
  6. Вместе тесно — врозь скучно
  7. Кукушка хвалит петуха
  8. Пуганая ворона куста боится
  9. Люби и саночки возить
  10. Антошка, пойдем копать картошку!
  11. Плакали денежки
  12. Ягодки впереди
  13. Ёлочка, зажгись!
  14. Праздничное настроение
  15. Думай, голова — шапку куплю!
  16. За морем телушка — полушка
  17. Камень, который отвергли строители…
  18. Белая церковка Смотрится в зеркальце Синего озерка
  19. Берегите природу! Protect nature!
  20. Architecture is frozen music

«Архитектура — застывшая музыка» /Гёте/

  1. The golden mean most satisfies

«Умеренность есть лучший пир» /Г.P.Державин/

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *