К А Л Л И Г Р А М М Ы
Немного об авторе. Павел Сергеев родился в 1951 году во Владимирской области. Жил, учился в г. Владимире. Занимался в Областной молодежной литстудии. В 1973 году окончил Владимирский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика» и получил распределение в г, Красногорск под Москвой. Служил в Советской Армии на Дальнем Востоке. Работал на Красногорском механическом заводе -в цехе, в серийно-конструкторском отделе, в Красногорском Отделении МГТУ им. Н.Э. Баумана,- участвовал в научной экcпедиции с телескопом космических лучей на высокогорную станцию «Арагац» в Армении. Был переведен в Московское НПО «Астрофизика» — принимал участие в разработке система автоматического управления составного многоэлементного телескопа. Имеет научные публикации и знак «Изобретатель СССР». Одновременно с этим Павел занимался в молодежной литстудии при Московской писательской организации /семинар Б.А. Слуцкого/ и в литстудии «Зеленая лампа» при редакции журнала «Юность» /семинар О.Г. Чухонцева/. Участвовал в IV Московском Совещании молодых писателей. В Союз писателей был принят в 1991 году. Стихи и проза /короткие рассказы/ Павла публиковались в центральной печати.
С начала 80-х годов Павел Сергеев составляет и рисует каллиграммы. Идея каллиграмм появилась у него после знакомства с искусством китайских печатей, на которых иероглифы расположены компактно и содержат в себе автографы, изречения, сентенции.
А что если попробовать «иероглифизировать» буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив строки по вертикали — тогда получится по форме что-то вроде китайской печати. Но сделать это нужно так, чтобы текст можно было прочитать при сосредоточении внимания. Возможность для этого есть, так как буквенный текст обладает большой информационной избыточностью ~ то есть, если исключить из него до 40-50 процентов букв или их элементов, то ещё сохраняется возможность прочитать текст однозначно. В каллиграммах производится как бы «выжимание» избыточной информации — буквы в них частично заслоняют одна другую или переплетаются до предела узнаваемости, у них образуются общие элементы. В каллиграммах остается лишь намёки на буквы. Но необходимо строго соблюдать правило: «геометрический центр» последующей буквы должен быть смещен вправо от центра предыдущей /или вниз, если слово пишется вертикально/ — чтобы не допустить разночтений.
В своих каллиграммах в той или иной мере Павел Сергеев использует принципы и элементы таких видов графического искусства как:
— монограммы и вензеля;
— буквицы /заглавные буквы/ в русских летописях;
— краткопись древнерусского письма — славянская вязь;
— искусство экслибриса — книжного знака;
— искусство товарного знака, логотипа;
— друдлы, ребусы, шарады, графический каламбур;
— идеограммы /рисунки буквами-словами/;
— искусство орнамента;
— японское искусство «нэцке» /принцип минимизации формы/; и других.
Название «каллиграммы» Павел заимствовал у французского поэта Гийома Аполлинера, который часть своих стихов выполнял в виде рисунков, соответствующих теме стихотворения. Этот жанр имеет древние традиции и в общем виде называется «идеограммой» — идеограммы рисовали еще древние кельты.
Эти идеи до сих пор «витают в воздухе» — что-то подобное встречается и в популярном среди молодежи искусстве «граффити» — уличные настенные надписи и рисунки. Но мотивы и цели «граффити» иные.
Для составления своих каллиграмм Павел Сергеев использует пословицы и поговорки, афоризмы, стихотворные строки, названия художественных произведений и т. п. — то есть фразы, имеющие смысловую, общезначимую ценность, которые интересно разгадывать, читать, узнавать.
Каллиграммы — жанр трудоёмкий: сначала её нужно придумать, сделать набросок, несколько черновиков, иногда до десяти. Чистовик оформляется тушью на ватмане. Павел оформляет свои каллиграммы и в цвете « цвет расширяет возможности.
С 1985 года каллиграммы публиковались в газетах как занимательный жанр — графические загадки. На протяжении трёх лет /1987-90/ каллиграммы публиковались в областной молодежной газете «Комсомольская искра» Местное время» /г. Владимир/, вызывал многочисленные отклики-ответы читателей — проводился конкурс с подведением итогов и определением победителей. Был накоплен опыт публикации этого жанра.
Были публикации и журналах «Наука и жизнь», «Пионер», «Пожарное дело», «Аэрофлот». С ноября 2000 года каллиграммы периодически публикуются в газете «Москвичка», вызывая положительные отзывы.
При чтении-разгадывании каллиграмм происходит тренировка образно-интуитивного /иероглифического/ мышления, преодоление стереотипов; восприятия, а также развивается способность сосредоточения внимания и выделения полезной информации из «шума». Эти качества могут пригодиться людям самых разных профессий, особенно психологически и технически сложных — при обучении, принятии решений в нестандартных ситуациях.
Каллиграммы могут найти применение в тестовых программах — для определения быстроты и гибкости мышления, в учебных и развивающих программах для детей — текст, прочитанный с усилием, напряжением лучше запоминается.
В дальнейшем каллиграммы могут послужить для создания буквенно-иероглифического письма, сочетающего в себе достоинства буквенного-универсальность, динамичность и иероглифического — образность, компактность.
Каллиграммы можно выполнить на иностранных языках. Можно сделать каллиграммы, которые одинаково читаются на двух языках, Можно «вписать» в русский текст соответствующие китайские иероглифы и наоборот — такая возможность существует благодаря значительной информационной избыточности буквенного текста и, с другой стороны, вследствие гибкости, пластичности китайских иероглифов, которая хорошо заметна в «травянистом стиле»- цаошу.
Располагать каллиграммы при публикации необходимо с учётом возрастания сложности — чтобы подготовить читателя к более сложным, требующие большего напряжения внимания»
Идею каллиграмм можно обнаружить и в самой природе — это расположение элементов по принципу «минимизации», экономии пространства при максимуме возможных элементов — упаковка без зазоров. Так, например, располагаются листья у деревьев — особенно наглядно это видно на молодых деревцах клёна. Часть каждого листа закрыта другими, но настолько, чтобы ему доставалось солнца, чтобы его можно было увидеть, узнать — как букву в каллиграмме. Свободного места не остаётся, причём, листочки размещены очень красиво и гармонично.
Сергеев Павел Васильевич
Адрес: 143400, Московская обл., г. Красногорск,
Центральный проезд, д. 20, кв. 4 Дом. телефон : 564 -59 – 94
Обратите внимание!!!
Номера рисунков соответствуют номерам ответов на каллиграммы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
39
ОТВЕТЫ НА КАЛЛИГРАММЫ
- Слон
- Медведь
- Олень
- Заяц
- Собака
- Голубь
- Петух
- Синичка
- Воробей
- Ласточка
- Окунь
- Щука
- Сазан
- Карась
- Shark /Акула/
- hare /заяц/
- flsh /рыба/
- Чайник
- Роза
- Майка
- Серебряное копытце
- Золотой ключик
- Царевна-лягушка
- Рыбке — зонтик
- Козе – баян
- Сбоку бантик
- Птичку жалко
- Медвежья услуга
- Тришкин кафтан
- Филькина грамота
- Заячий тулупчик
- Платье голого короля
- Кошке игрушки — мышке слёзки
- Уговор дороже денег
- Подальше положишь * поближе возьмёшь
- Семь раз отмерь — один отрежь
- Тише едешь — дальше будешь
- Вода камень точит
- Клара у Карла украла кларнет
- Вместе тесно — врозь скучно
- Кукушка хвалит петуха
- Пуганая ворона куста боится
- Люби и саночки возить
- Антошка, пойдем копать картошку!
- Плакали денежки
- Ягодки впереди
- Ёлочка, зажгись!
- Праздничное настроение
- Думай, голова — шапку куплю!
- За морем телушка — полушка
- Камень, который отвергли строители…
- Белая церковка Смотрится в зеркальце Синего озерка
- Берегите природу! Protect nature!
- Architecture is frozen music
«Архитектура — застывшая музыка» /Гёте/
- The golden mean most satisfies
«Умеренность есть лучший пир» /Г.P.Державин/