Литературно-музыкальная гостиная «Как прекрасна Земля и на ней человек…» (С. Есенин)
(Тема Родины и родной природы в творчестве русских поэтов, художников, композиторов и людей, живущих среди нас.)
Для учащихся старших классов
«Вся красота — только луч того солнца, чьё имя — Россия!» (Д. Кедрин)
«Живопись – это немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись. (Вольтер)
Цель:
- продолжать развивать понятие о лирике как особом способе художественного мышления и осмысления жизни человека через произведения русских поэтов и художников XIX и XX века, а также через творчество наших современников о Родине, родной природе; учить ощущать взаимосвязь между прошлым и настоящим; знакомить ребят с творчеством людей, живущих рядом с нами.
- развивать навыки самостоятельного и коллективного анализа поэтического текста, формировать умение видеть личностное восприятие Родины и авторское отношение к ней через использованные выразительные средства языка, а у художников – через изобразительные средства;
- способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей школьников, эстетических и патриотических чувств.
Задачи:
- способствовать привитию любви, интереса и уважения к русской поэзии и литературе, как учебной дисциплине;
- через взаимосвязь живописи, музыки и поэзии актуализировать имеющиеся литературные знания, умения и навыки учащихся;
- развивать в детях чувство прекрасного на основе изучения классических произведений русской культуры;
- формировать навыки выразительного чтения наизусть;
- развивать творческие способности школьников и навыки устного словесного описания;
- поддерживать стремление сохранять и преумножать культурное наследие Родины.
Место проведения: актовый зал школы.
Продолжительность: 120 минут.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме заявленного мероприятия; портреты русских писателей; репродукции пейзажей русских художников; стенды, оформленные по теме мероприятия; музыкальные инструменты (фортепиано, гитара); технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление зала: На боковых кулисах: изображение берёзы, плакаты с цитатами: «Без России я ничто» (В. Высоцкий), «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» (С. Есенин). На стендах оформлена выставка рисунков учащихся на тему «Одушевлённые образы Зимы, Весны, Лета, Осени». Высказывания о Родине, например, «Где моя Россия начиналась? На лугу и в поле за страдой. Чем моя Россия умывалась? Ладожскою чистою водой» (А. Прокофьев). У сцены – осенняя композиция из цветов. В зале 5 столиков, покрытых скатертями, за одним из них располагаются приглашённые гости, за другими – непосредственные участники вечера. На каждом столике размещены композиции, сгруппированные по временам года, а также предметы, связанные с творчеством того или иного автора, о котором будет идти речь, кроме того, стаканы и графины с напитками, соками, морсами (на осеннем столе – морс из клюквы, на зимнем – чайные принадлежности и приборы, на весеннем – берёзовый сок; на летнем – компоты из малины, клубники, лесных ягод и так далее – в зависимости от проявленной фантазии). На главном столике – самовар, чайные и кофейные приборы. На экране – тема литературно-музыкальной гостиной.
Ход мероприятия
Под соответствующий лирический музыкальный фон на сцену выходят ведущие. На экране – тема мероприятия. (Слайд 1)
Вед.1. Приветствуем вас, дорогие друзья!
Вед.2. «Здравствуй!» — мы скажем солнцу и птицам.
А «доброе утро» — улыбчивым лицам!
Вед.1. Сколько звёзд голубых, сколько сини, Сколько ливней прошло, сколько гроз, Соловьиное горло — Россия, Белоногие пущи берез. (А. Прокофьев)
Вед.2. Если ты пленился Россией, Если хочешь понять до корней Эту душу, что нет красивей, Это сердце, что нет верней, — Не копайся в учёных книгах И в преданиях старины, А взгляни среди пажитей тихих Лишь на девушку нашей страны. (И. Л. Сельвинский)
На сцену выходят девочки из школьного ансамбля «Гжель» с исполнением русского народного танца.
Вед.1. Дорогие друзья, сегодня мы с вами окажемся в необычной стране с удивительным названием – Поэзия!
Вед.2. Ни в одной другой стране не бывает таких чудес, как в этой: стоит закрыть глаза и вслушаться в звучащее тихой мелодией слово, как увидишь «лучезарные вечера» и «хрустальные дни», услышишь «многовековой шёпот листвы», почувствуешь «ласку рассвета» или «времени резкую дату». Такова она, Высшая Поэзия!..
Вед.1. Если поэт был истинным сыном своего народа, если его волновала прежде всего судьба Отчизны, то обязательно в века обозначится неповторимый образ художника слова. Россия подарила нам великих гениев, имена которых бессмертны. Ныне, на расстоянии немалого времени, они становятся для нас все ближе и неповторимее. Сегодня мы будем с удовольствием вспоминать о таких людях и их творчестве.
На сцене звучит песня о Родине в исполнении вокальной группы.
Вед.2. Пусть же Поэзия придёт к нам сегодня, как радужное сияние, открывающее Родину в новых и неповторимых красках.
Вед.1. Истинные стихи всегда вызывают чувство гордости за Отчизну!
Вед.2. Они бессмертны, всегда современны и озарены великой любовью ко всему живому на Земле!
Вед.1. Сегодня, говоря о поэзии, мы в первую очередь постараемся увидеть прочную связь поколений.
Вед.2. …И понять, что именно возвышенные чувства и любовь к Родине объединяют художников и поэтов всех времён.
Вед.1. Вы, ребята и уважаемые взрослые, много сделали для того, чтобы сегодняшний праздник удался: выбирали и рисовали любимое время года (обратите внимание на стенды с вашими великолепными творениями), учили и анализировали любимые стихи о временах года, о природе.
Вед.2. Подбирали к выбранным стихотворениям шедевры живописи, сравнивая между собой произведения словесного и изобразительного искусства.
Вед.1. Вникали в красоту каждого поэтического слова и замечали всякий оттенок в картине того или иного художника, стараясь усмотреть в их творчестве заботливое и трепетное отношение к Родине.
Вед.2. Сочиняли стихи и песни о родной стороне, самостоятельно выполняли мини-проекты, связанные с темой нашего мероприятия.
Звучит небольшой музыкальный фрагмент из “Утра” Э. Грига.
Вед.1. Перед нами пролетает целая вереница времени, когда глазами пробегаем по оригинально оформленным вами столикам.
Вед.2. А поскольку школьная пора в нашей родной стране начинается с осени – мы и начнём разговор об искусстве с этого времени года.
Во время выступлений школьников звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.
Осень
Ребята, сидящие за столиком, оформленным букетами из осенних листьев, композициями из рябины и прочими осенними фантазиями, начинают своё выступление. Звучит музыкальный фон – П.И. Чайковский «Октябрь».
1-й ученик. Природа в искусстве всегда одухотворена. В картинах она то печальна, то радостна, то задумчива, то величава. В поэтическом слове мы тоже слышим эти же краски, настроения. Для своего анализа я выбрала стихотворения А. С. Пушкина. Хотя и считается, что осень – его любимое время года, но, анализируя его творчество, я подумала, что к этому времени года поэт относился неоднозначно, хотя, конечно, в каждом слове и даже в антитезах (унылая пора – очарованье; приятна – прощальная краса; люблю – увяданье и т. д.) слышится больше оптимистических нот. (Декламирует стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. Это стихотворение о «пышном природы увяданье» у меня ассоциируется с картиной художника 19 века, Архипа Куинджи, «Осень», которое создавалось в период с 1876 по 1890 год. (Слайды 2, 3)
В стихотворении «Уж небо осенью дышало…» я нахожу, что для Пушкина ноябрь – «довольно скучная пора», через эпитеты и олицетворения ощущается тоска лирического героя: «лесов таинственная сень» обнажается «с печальным шумом», на поля «ложится туман. (Читает наизусть стихотворение «Уж небо осенью дышало…»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В моём воображении эти строки видятся через полотно «Улетают журавли» художника 20 столетия, художника-фронтовика, Щербакова Бориса Валентиновича (1916-1995гг.), чьи картины славятся во всём мире. (Слайды 4, 5)
В перерывах звучит тема осени из серии «Времена года» Чайковского (или Вивальди).
2-й ученик. Я очень люблю творчество Сергея Есенина, поэтому выбирала его стихотворения об осени (декламирует наизусть стихотворение Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»).
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
Две картины художника 19 века Ефима Волкова – «Осень»
и «Болото осенью» – у меня в душе создают есенинское настроение: туманный, «сырой» пейзаж, ожидающий прихода зимы. (Слайды 6, 7, 8)
(Картина Ефима Волкова «Болото осенью»)
В пейзаже Ефима Волкова «Болото осенью» небо неопределённого серого цвета, и от воды как будто исходит «туман и сырость», но настроение лично у меня складывается более оптимистичное, чем в предыдущем пейзаже. Наверное, потому, что здесь уже присутствует изображение людей и человеческого жилья — и это делает картину жизнеутверждающей.
3-й ученик. Я приготовил для выразительного чтения стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, которое мне очень нравится, оно называется «Листопад». Послушайте.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. Березы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой… Очень напоминают мне этот словесный бунинский пейзаж картины Ефима Волкова «Золотая осень. Тихая речка» (1983г.) и картина Куинджи «Осень» (1890-1895гг.). (Слайды 9, 10)
(Картина Ефима Волкова «Золотая осень. Тихая речка»)
4-й ученик (Зимина Ева). А я приготовила музыкальное произведение «Ангел дождя» на тему осени композитора Б. Гребенщикова в переложении для фортепиано. Эта музыка ассоциируется у меня с двумя стихотворениями: Фёдора Тютчева «Гроза» и Николая Некрасова «Перед дождём».
Гроза Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей. (Фёдор Тютчев) Перед дождём Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй, сухой и острой,
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон… (Николай Некрасов)
А картина с таким же названием «Перед дождём» Фёдора Васильева, русского художника (1850—1873), написанная в 1870—1871 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, являясь частью её собрания. Думаю, что тематика названных произведений искусства больше приближена к мотиву осени, а такие мотивы всегда навевают философские размышления о смысле бытия, вечности… Поэтому с течением времени каждый человек становится всё серьёзнее. (Слайды 11, 12)
Зима
Звучит музыка П. И. Чайковского из серии «Времена года», «Декабрь».
Вед.1. Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вед.2. Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды… (С.А. Есенин)
Вед.1. Конечно, в каждом времени года есть своё очарование. Хороша наша русская зима! Огромное белоснежное покрывало застилает землю. Вед.2. А как ударят морозы – инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая её холодный величавый покой. Много стихов написано и поэтами. Давайте их послушаем.
1-й ученик. Сергей Есенин написал о зиме немало. Я хочу рассказать одно из его стихотворений –
«Снежная замять дробится и колется…». В нём тема зимы тесно переплетается с темой матери (к своей маме Есенин тоже часто тепло обращался в своих поэтических воспоминаниях).
Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонёк у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться —
Чайная чашка скользит из рук. Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне — осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду. (Сентябрь 1925г.)
Мне приглянулась картина Орлова Андрея «Метёт метель в посёлке», которая, как нельзя лучше, на мой взгляд, передаёт настроение есенинского стихотворения (однако сюжет стихотворения основан на ночном пейзаже при луне, а на картине, скорее, более полудня). Орлов Андрей – наш земляк и современник, родился 3 марта 1961 года в Москве. Лауреат многих конкурсов. (Слайды 13, 14)
У Есенина природа, как правило, олицетворена. В стихотворении «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» поэт обращается к дереву, как к приятелю. Здесь опять виден зимний метельный пейзаж, на фоне которого прослеживается и судьба самого лирического героя. Предлагаю послушать музыкальный романс в исполнении наших педагогов.
Учителя, расположившись по-домашнему у сцены, исполняют есенинское произведение. Гитара.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку. (Ноябрь 1925г.)
Продолжает звучать музыка П.И. Чайковского «Декабрь» (Слайды 15, 16)
Ученик 2. Всмотритесь в картину Константина Коровина «Зимой»: как удачно передаёт художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна жизненного трепета. Деревенская изба, стоящая поодаль лошадка, запряжённая в сани, а вдали – очертания тающего леса. От строгой серебристо-серой гаммы цвета как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несёт в себе тепло домашнего очага.
Глядя на эту картину, я тоже вспоминаю Сергея Есенина и его творчество, потому что всю судьбу его можно проследить через поэзию. Тема дороги в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» философски ассоциируется с типичной жизнью русского крестьянина.
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин.
У меня отец крестьянин,
Ну а я крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
(Октябрь 1925.)
Ученик 3. Картина К. Коровина (1841-1880гг.) позволяет вспомнить ещё одно стихотворение с названием «Зима» Ивана Сурикова, жившего в 19 веке.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен –
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Ученик 4. Мой мини-проект посвящён творчеству художника 20 века Игоря Грабаря. Вашему вниманию представляю всем известную картину «Февральская лазурь» и ещё 2 его полотна с изображением инея. (Слайды 17, 18, 19, 20) (Видимо, тема инея для художника была излюбленной.)
(Картина Игоря Грабаря «Роскошный иней») (Картина Игоря Грабаря «Иней. Восход.»)
Но именно «Февральскую лазурь» Грабарь считал самым задушевным произведением в своём творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник: искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света. На фоне голубого неба отчётливо вырисовываются белые стволы и ветви берёз, образуя как бы лёгкое кружево, сплетённое зимой.
Примерно так же описывает зимнюю березу поэт Сергей Есенин (читает наизусть стихотворение «Белая берёза»). Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне. А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ученик 5. А вот такое стихотворение с названием «Зима» написал бывший выпускник школы, Пимонов Саша. С этим стихотворением он занял на муниципальном конкурсе в 2009 году 1 место.
Зима… Непредсказуема. Узорами рисуема. Замёрзшая. Простужена. Метелью вдруг разбужена. И печкой обогретая, И песней доброй спетою. Поутру иней лежит. Прекрасен! Провода и деревья покрасил. Солнышко скоро встанет – Иней лежать перестанет. А вьюгою если подует – Всю красоту погубит. Другой красотою – страстною – Обдаст вдруг зима ненастная. Потом улыбнётся солнышком… Зима на родной сторонушке – Что человек, с характером: Порою пугает стонами, Порою обучит практике. Зима… Непредсказуема. Тобою мы любуемся, Как крупною малиною, Как и берёзкой чинною, Как и лесной смородиной, Как, в общем, своей Родиной!
Ученик 5. Красота зимнего морозного утра переливается всеми цветами радуги в работе Александра Рябушкина «Зимнее утро» (1903г.).
Что значит зимние краски? Это – сине-голубое небо, фиолетово-синие тени на ослепительно-белом снегу. Видны очертания коричнево-жёлтых стволов и веток деревьев. Всё это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом, – радость жизни. Кстати, самым сложным для художника является изображение на картине белого снега. (Слайды 21, 22)
Николай Рубцов (1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971гг.) в своё время писал строки, которые очень близки по духу радостному фону картины Александра Рябушкина.
Выпал снег — и всё забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть,
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит — гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
Весна
Звучит музыка П. Чайковского из серии «Времена года» – «Весна», «Март».
Ученик 1. Живописцы Левитан, Шишкин, Саврасов и многие другие посвятили всё своё творчество изображению природы. Каждый художник видел что-то своё, постигал голоса природы по-своему. И, путешествуя сегодня по временам года, мы пытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами. Ранняя весна изображена на полотнах Левитана «Март» и Саврасова «Грачи прилетели». (Слайды 23, 24, 25, 26)
(Картина И. Левитана «Март»)
(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)
Оба сюжета до боли просты и знакомы. На левитановском полотне мир залит светом, нежность которого подчеркивают синие тени на снегу. Но если сюжет Левитана более статичен и спокоен (природа ещё не совсем проснулась ото сна), то картину А. Саврасова смело можно назвать визитной карточкой весеннего пейзажа в творчестве художника. Какое «бешеное» звучание в природе передаётся через неё! Мы явно «слышим», как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев… А сейчас хочется прочитать стихотворение Евгения Баратынского, навеянное темой ранней весны.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
Во время пауз звучит музыка Чайковского или Вивальди из серии «Времена года» на тему «Весна».
Ученик 2. Умилённым продолжением хронологического весеннего сюжета раздаются незабываемые строки Александра Сергеевича Пушкина.
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
Звучит весенняя тема из «Времён года».
Ученик 3. Весна – это не только время цветения природы, но и время расцвета юности. С этим временем года всегда связывают беззаботное светлое ощущение восприятия мира. Картины цветения природы оставляют в душе радостные чувства. Рассмотрим полотно Исаака Левитана «Цветущие яблони».
Простота и светлые краски картины вызывают в нас нежные эмоции, связанные с бурным майским пробуждением природы. А вот Фёдор Иванович Тютчев в своём стихотворении «Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый…» захотел описать ночное видение цветущего сада, тем самым приглашая нас на философские размышления. (Слайды 27, 28)
Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убелённой,
Как сладко светит месяц золотой!
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звёздный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?.. (Фёдор Тютчев, 1830-е годы)
Ученик 3. От «Цветущих яблонь» Левитана веет такой чистотой, что хочется прочитать стихотворение, призывающее стремиться ко всему светлому: к нежности, теплу, душевности, – одним словом, к любви. Даже если нам приходится расстаться с чем-то очень дорогим для сердца – оно всё равно всегда живёт в душе. Послушаем стихотворение учителя нашей школы, Хитровой Елены Борисовны, об отчем доме (читает Елена Борисовна).
Я долго-долго буду помнить Тебя, мой старый добрый дом! Тот пол, босыми где ногами Под стол «ходила я пешком». В те окна я смотреть любила На милый двор, на старый сад, На синенькую двухэтажку, На нежно-розовый закат… Там были дни тоски-печали, Дни радости так быстро мчались. Ты всё помог перенести. Теперь я ухожу… Прости!
Ученик 4. Нет на свете такого человека, который не ощущал бы прихода весны. В настоящее время и мы чувствуем её дыхание. Ещё в полях белеет снег,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий…
Звучит песня «Жаворонок» Михаила Ивановича Глинки в исполнении учеников.
Лето
Звучит музыка П.И. Чайковского «Июнь». Ребята, сидящие за столиком «Лето», выходят на сцену и разыгрывают небольшую сценку.
1-й. – Что ты мне подаришь, лето?
2-й (с ромашками в руке и брошью в виде божьей коровки).
— Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy! (Вытягивая руку с ромашками вперёд.)
1-й. — Что ещё подаришь мне?
2-й. — Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет! (Владимир Орлов)
1-й. Почему же лето всегда такое весёлое?
2-й. Много шума, много крика…
«Солнце яркое печёт.
3-й. На поляне земляника
Краснощёкая растёт!» (Г. Лагздынь)
Ручеёк – хоть неглубок, Но под ним блестит песок!..
4-й. Вьются пчелки меж стеблей,
Прогудит мохнатый шмель. (Константин Бальмонт)
1-й. Хлещет ливень по кустам,
Бьёт без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху! Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ…(Агния Барто)
2-й. Божья коровка –
Маленький жучок.
Чёрная головка
В пятнышках бочок.
На ладошке ножками
Не ползи на край!
Будь моею брошкою
И не улетай! (В. Кодрян)
3-й (после прочтения закладывая одуванчик за ухо).
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет. (Ольга Высотская)
Ученик 1. Не счесть, сколько прекрасных стихов, рассказов о природе написано русскими писателями и поэтами. А пейзажные полотна русских художников! Пейзаж появился в XVII веке в Голландии, в России же, как самостоятельный жанр, он сложился во второй половине XVIII века. Родоначальником русской пейзажной живописи считается Семен Федорович Щедрин – первый пейзажист, выпущенный Академией художеств. Сейчас вы видите его картину «Вид в окрестностях Старой Руссы», очень напоминающую нам некий сказочный сюжет. (Слайды 29, 30)
Но мне хочется сравнить сюжет пейзажа картины не со сказкой, а с сюжетом стихотворения Сергея Городецкого «Лето».
Я лежу на лyгy.
В небесах ни гyгy.
Вдаль плывут облака,
Как немая река.
А в траве, на земле,
На цветке, на стебле —
Всюду пенье и свист,
И живёт всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И зелёный паук.
Прилетела пчела
И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы
Чистит ради красы,
И кряхтит мypавей
За работой своей.
Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит,
Где цветок посочней,
Где медок повкyсней.
А комаp-людоед,
Будто дpyг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в pyкав.
Будет жалить и петь.
Что же! Надо терпеть:
Я убить на лyгy
Никого не могу. (Сергей Городецкий)
Звучит соответствующая музыка из серии «Времена года».
Ученик 2. Говорят, июль – макушка лета. Я приготовил к сегодняшнему празднику стихотворение Пастернака «Июль» (читает выразительно наизусть). По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечёсаный растрёпа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой. (Борис Пастернак)
Это стихотворение написано поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С годами Борис Пастернак остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность. Поэт сначала интригует читателя таинственным описанием «гостя», но во второй части стихотворения он вдруг открывает читателю, что виновником всех проказ является июль – самый жаркий и непредсказуемый летний месяц.
Гость же ведёт себя на правах хозяина: проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со «степным нечёсаным растрёпой», позволяющим себе самые несуразные выходки, но при этом наполняет дом приятным запахом липы, укропа и луговых трав. Незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придёт августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
(Картина Исаака Бродского. «Опавшие листья».)
Несмотря на то, что картина Исаака Бродского «Опавшие листья» (Слайды 31, 32) посвящена не июлю-шалуну, а осени-шалунье, тем не менее в обоих произведениях искусства я заметил отнюдь не маленькое сходство: такой «чудный» всеобщий беспорядок царит вокруг, но от этого «милого» беспорядка почему-то становится добрее и мягче сердце человека.
В перерывах между выступлениями звучит осенняя музыкальная тема из серии «Времена года».
Ученик 3. Я прочитаю стихотворение поэта Серебряного века русской поэзии Блока А.А. «Последние лучи заката…».
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
(Картина Григория Мясоедова «Косцы»)
И в озвученном стихотворении Блока, и на картине Григория Мясоедова (Слайды 33, 34)
«Косцы» представлена августовская тема жатвенной страды. Но есть в обоих произведениях нечто такое, что заставляет человека задуматься: если в стихотворении поэта призыв к передышке, отдыху от забот звучит прямо, открыто, то на картине этот призыв нем, молчалив, однако тоже чётко ощущается. Россия до боли близка и понятна обоим художникам. Оба они переживают за судьбу её и судьбу своих соотечественников. А. Блок говорил так: «Писатель, верующий в своё признание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет её болезнями, страдает её страданиями».
Слышно звучание ручья на фоне лирической мелодии.
Ученик 4. Читая стихотворение Фёдора Тютчева «Летний вечер», я ощущаю такую тишину и покой в душе и сознании, какие вижу на картине Щербакова «Под мирным небом». (Слайды 35, 36)
(Картина Б. В. Щербакова «Под мирным небом»)
Летний вечер
Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звёзды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течёт меж небом и землёю,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобождённая от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды. (Федор Тютчев)
Следующий ученик произносит свои слова под фонограмму пения птиц в лесу.
5-й ученик. «Бывалые тополя…» Бориса Щербакова и «Дубы в Старом Петергофе» Ивана Шишкина (Слайды 37, 38, 39, 40) мыслями переносят меня в родной Красногорск, и я сразу вспоминаю «бывалый 250-летний дуб», являющийся памятником старины на моей Земле. О нашей Малой Родине – следующая песня.
Бардовскую песню «На родной стороне…» исполняют её автор (Пимонова С. В.) и вокальная ученическая группа поддержки.
(Картина Щербакова «Бывалые тополя на Миглянке»)
(Картина И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»)
На родной стороне…
- Нежно глядя на небеса, Утонуть хочу в облаках. Мило сердцу и петь о них – О богатствах, страна, твоих. Припев. На родной стороне Чайка по-над прудом парит, И о прошлом геройском дне Многолетний наш дуб вестит. О, богат край родной родниковой водой И манит акварелью лесной. Бесконечны луга и река глубока… — Мы гордимся, Россия, тобой!
2. Загляну в глубину души И пойму, что мои мечты Нераздельны с твоей судьбой – Мы едины, страна, с тобой!
Припев. На родной стороне Чайка по-над прудом парит, И о прошлом геройском дне Многолетний наш дуб вестит. О, богат край родной родниковой водой И манит акварелью лесной. Бесконечны луга и река глубока… — Мы гордимся, Россия, тобой!
Вед.1. Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, её «язык». Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. Именно в изображении природы сходятся такие виды искусства, как живопись и литература.
Вед.2. Глядя на картины А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова, А. Куинджи и многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова. Эти виды искусства имеют между собой очень тесную взаимосвязь, поскольку всех гениальных творцов объединяет одно – горячая любовь к своему родному краю. И мы с вами сегодня в этом убедились.
Вед.1. Дорогие друзья, спасибо вам за участие в нашей необыкновенной творческой гостиной под названием…
Вместе. «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
Звучит финальная музыка, соответствующая тематике мероприятия.
Делитесь творчеством с друзьями в соцсетях!