Сочинение-рассуждение «Что такое совесть?»

Текст для анализа (по В. Дроганову)

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил чи­тать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вы­тащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня чи­тал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспиты­вала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало на­ше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому от­прыску.

(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дермати­новый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она ле­жала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благого­вейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторжен­ная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

(21)  — Спасибо за подарок!

(22) —  Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23) Колька   испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, по­гладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(26)  —  Просто у меня сегодня день рождения, и я поду­мал, что…

(27)  Тридцать         лет прошло с тех пор. (28)Когда я огляды­ваюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исто­рические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не на­шёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю биб­лиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами дол­говязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: челове­ческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

Задание к части 15.3 (сочинение-рассуждение)

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве те­зиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.                                                                Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение 

Вариант 1

В сочинениях данной категории мне очень нравится нравственная сторона вопроса: они заставляют задуматься над главными аспектами человеческого существования. Ведь вся жизнь человека зависит от него самого: от его поведения, образа жизни, отношения к другим людям. И, кстати, всем перечисленным руководит совесть. Что же это такое – совесть? Это внутренний голос, который руководит поступками, своего рода путеводитель, помогающий нам не причинить вреда ни себе, ни окружающим.

В тексте В. Дроганова приведён хороший пример, обличающий тех, у кого совесть несколько притупилась. Но такие люди рано или поздно начинают испытывать душевные терзания за содеянное прошлое, что называется, «муки совести». Так, рассказчику стыдно вспоминать, что когда-то он и другие его ровесники бессовестно и негуманно относились к тому, кто по социальной планке ниже их. Теперь хотелось бы вернуть прошлое и покаяться перед одноклассником Колей, «но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане…». Рассказчик текста анализирует свою жизнь, став взрослым и понимая, что совершённые ошибки уже не исправить, поэтому совесть его не умолкает.

Мне известно множество примеров из жизни, когда люди, даже прославившиеся добродетелями, терзались муками совести, внезапно оступившись. Например, моя мама, добрейшая женщина, однажды напрасно наказала брата ремнём, о чём потом долго сожалела. Она признавалась нам, что её душа невыносимо болела. Понятно, что эта боль вызвана совестью.

Таким образом, каждому из нас важно, учась на ошибках других, не поступать так, чтобы потом самому же пришлось мучиться.

Сочинение-рассуждение

Вариант 2

В нашей жизни существуют такие законы, которые не зависят от воли людей. А совесть – это, можно сказать, посредник-правовед между человеком и этими духовными законами. Она подсказывает живущим на земле сознательным существам, как нужно правильно жить. И если человек поступает в своей жизни против установленных не нами правил поведения, то его гнетёт совесть. Бывает особенно тяжко, если вернуть время и исправить совершённые грубые поступки уже нельзя.

Именно об этом повествует рассказ В. Дроганова, из которого мы узнаём о рассказчике, потерявшем возможность исправить свои ошибки, совершённые в школьные годы. Неприязненное и жестокое отношение к однокласснику Коле понесло за собой не менее жестокое наказание: рассказчик вынужденно испытывает укоры совести за то, что когда-то «нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры», «сделал больно другому и не на­шёл в себе мужества исправить ошибку».

Бывают, конечно, в жизни и такие люди, которые осознанно приглушают в себе голос совести. Например, я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда молодые люди, занимая места в автобусе или метро, специально «затыкают» (иначе не скажешь!) уши наушниками и закрывают глаза, чтобы не уступить место пожилому человеку или беременной женщине. А в беседах со сверстниками, стараясь оправдать свой поступок, они риторически восклицают: «И чего им дома не сидится?!» Уверен, что рано или поздно эти ребята всё равно получат по заслугам от своей совести.

Заканчивая свои рассуждения на представленную тему, хочу ещё раз отметить, что человек неволен изменить духовные законы, а поэтому должен учиться слушать голос совести и поступать по совести. Тогда ведь и мир вокруг нас станет светлее!

 

Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.