Урок по теме «Междометие»

Междометие как часть речи

(Урок освоения новых знаний с элементами игры по теме «Междометие»)

Содержание урока оформлено по учебнику «Русский язык», 7 класс, § 63, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.

Класс: 7

Продолжительность: 45 минут

Цели:

  • знакомство с междометием как частью речи, со структурой междометий, группами междометий по значению, функциями в языке;
  • формирование умения отличать междометия от других частей речи, навыков употребления их в речи, умений сравнивать, разграничивать языковые явления; формирование пунктуационных навыков оформления междометий на письме;
  • воспитание вежливости, стремления избегать в общении речевых ошибок.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, ноутбук, электронная презентация, экран, раздаточный материал.

Литература (интернет-ресурсы): https://cyberleninka.ru/article/n/tri-voprosa-otnositelno-mezhdometiya;

https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdometie-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya;

https://dspace.ncfu.ru/bitstream/20.500.12258/4418/1/Яковлева%20Е.%20В.%202017%20.pdf

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и самостоятельная работа; частично-поисковая деятельность, постановка и решение проблемных задач.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Здравствуйте, ребята. Желаю вам хорошего настроения и успехов в работе на уроке! Открываем тетради, записываем число и название работы.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

А) Синтаксическая пятиминутка (1 человек у доски  с последующей фронтальной проверкой).

Записать предложение, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему.

Растаял снег, луга зазеленели,

Телеги вновь грохочут по мосту. (М. Исаковский)

(Повеств., невоскл., сложное, БСП, состоит из 2-х частей: 1ч. и 2ч. — двусост., нераспр., неосложн.; 3 ч. — двусост., распр., неосложн.)

Б) Словарно-орфографическая работа (групповая работа по рядам).

На отдельных карточках, предназначенных для 3-х рядов (или на СЛАЙДЕ, разбитом на 3 колонки), проводится словарно-орфографическая работа с последующей фронтальной проверкой.

КАРТОЧКА 1

Участвовать в экспедици…, постареть от врем…н…., проходить по алле…, звать по имен…, предупредить об опасност…, в пламен… костра, заботиться об урожа…, стоять в размышлени…, слушать лекцию в планетари…, по фамили…, прочитать в энциклопеди…, заниматься в студи…, расписаться в получени…, отдыхать в санатори…, упрекать в равнодуши…, читать в хрестомати…, не забывать о сострадани… и милосерди…, храбрость в сражени…, ошибаться в сочинени…

КАРТОЧКА 2

Идём по улиц…, приближаемся к станци…, встретимся на остановк…, трол…ейбус на перекрёстк…, снег лежит на тропинк… , на зелёной ел… и пихт…, спит в берлог… в своей постел…, с ветк… на ветку, бродит по дорог… возле деревн…, был в здани…, записано в Конституци…, в пламен… огня, подошёл к знамен…, расположиться в долин…, стоять у знамен…, расти на свобод…, нога в стремен…, отвечать по истори…

КАРТОЧКА 3

Запутаться в решени… задач…, отвечать на географи…, ошибка при умножени…, при склонени… существительных, родился на юге Росси…, не теряла врем…н…, в выражени… лица, говорил об отц…, дяд…, жизнь в Петербург…, стыдился своей заносчивост…, рас…просить о работ…, сказал при прощани…, присутствовать при репетици…, сообщить о пьес… и её репетици…, под…ехать к башн… , найти отр…жение в легенд…, в предани…, в летопис…, задержаться в укрыти…, чу…ствовать на рас…тояни…

В) Повторение темы «Частица»

Учитель. Мы закончили изучать тему из морфологии «Частица».

Прочитаем предложения, найдём частицы, укажем их разряд. (СЛАЙД)

— Вот моя деревня, вот мой дом родной … (И.Никитин.) (Смыслоразличительная (модальная) указательная частица.)

— Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу… (А. Майков.) (Модальная усилительная частица.)

— Пусть всегда будет солнце! (Формообразующая частица – повелительное наклонение.)

— Не бросай друга в беде. (Отрицательная частица.)

— Взял бы миллион цветов и разбросал бы их над планетой. (Формообразующая частица – условное наклонение.)

— Какой раздел изучает слово как часть речи? (Морфология.)

— К каким частям речи относятся частицы? служебным частям речи.)

— Какие ещё части речи относятся к служебным? (Предлог, союз.)

— В чём отличие самостоятельных и служебных частей речи? (Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения.)

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

А) Сообщение темы урока 

Учитель. Ребята, предлагаю вам отгадать следующую шараду: (СЛАЙД)

  1. Первый слог существительного МЕТАФОРА.
  2. Корень глагола ЖДАТЬ.
  3. Окончание имени существительного МЁДОМ.
  4. Окончание глагола 1 спряжения 3-го лица единственного числа.
  5. Суффикс существительного ВЕЛИЧИЕ.
  6. Суффикс наречия ЯРЧЕ.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ: МЕ-ЖД-ОМ-ЕТ-И-Е.

Учитель. Вы угадали тему нашего урока. Запишите её в тетрадь.

Б) Знакомство с особенностями новой части речи

            а) Слово учителя

Учитель. Сегодня мы знакомимся с необычной частью речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, а составляет особую группу слов и служит для выражения наших чувств, настроений, эмоций, побуждений или вежливого обращения друг к другу. Междометия выражают наши настроения, но не называют их: ай! (боль), ужас! (испуг), ура! (радость) и т.д. Они не изменяются и не являются членами предложения, хотя иногда выступают в роли других частей речи – и тогда у них появляется синтаксическая функция. Сравните: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы» (М.Ю. Лермонтов). «Далече грянуло ура(А.С. Пушкин) (В последнем предложении междометие выступает в роли существительного и является подлежащим.)

            б) Самостоятельное исследование

Учитель. Прочитайте правило на с. 202, 203, 204 и найдите информацию о междометии, о которой я не сказала. (1) По значению междометия делятся на ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ и ЭТИКЕТНЫЕ. 2) По структуре междометия делятся на ПРОИЗВОДНЫЕ (кошмар!, батюшки!, ужас!, пожалуйста!) и НЕПРОИЗВОДНЫЕ (ах, эге, ох…) 3) На письме междометия выделяются ЗАПЯТОЙ или ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ. Исключение составляет междометие О, стоящее перед обращением: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» (М.Ю. Лермонтов) 4) К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы: ку-ку, гав-гав, мяу, му, чух-чух-чух, би-би…5) Междометия и звукоподражания, образованные повторением основ, пишутся через дефис: ха-ха, ну-ну, чик-чирик, мяу-мяу).

в) Записи в тетрадях
Рисуем 3 стрелки вниз от слова МЕЖДОМЕТИЯ и под стрелками – названия (эмоциональные, побудительные (повелительные), этикетные). Во время чтения учителем стихотворений ребята записывают под этими названиями соответствующие междометия из прочитанных текстов.

Междометия

Эмоциональные междометия

Я междометье эмоциональное:

Выражаю радость, горе, ликование.

Могу передавать я удивление,

Насмешку, гнев, недоумение.

Ай-ай-ай! Да ну! Ещё чего!

С ума сойти! Подумаешь! Ого!

Побудительные (повелительные) междометия

Я междометье повелительное:

Повелеваю, отдаю приказы, призываю.

И к человеку, и к животным обращаюсь.

А иногда движенье прекращаю

А захочу – по телефону пообщаюсь.

Алло! Ау! Стоп! Марш!

Кис-кис! Цып-цып! Тш!

Этикетные междометия (слова вежливости)

ЗАДАНИЕ. Отгадать загадки, ответы записать в тетрадь. (СЛАЙД) (Ребята отгадывают загадки, отгадки записывают в ряд с этикетными междометиями.)

— Все мы вежливо, участливо

Говорим, встречаясь: (…«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»)

— Избежать нельзя улыбок,

Если слышим вслед… («СПАСИБО!»)

— Если мать бранит за шалости,

Скажешь ты: «Прости… (ПОЖАЛУЙСТА)!».

— Ежедневно при прощании

Говорим мы: (…«ДО СВИДАНИЯ!»).

— Как мы привыкли называть отгаданные слова? (Волшебные.)
— Почему мы их так называем?

— В лингвистике же эти слова называются ЭТИКЕТНЫМИ и относятся к МЕЖДОМЕТИЯМ.

Я междометье этикетное,

Самое вежливое, авторитетное.

Здравствуйте! Благодарю! До свидания!

Будьте добры! Пожалуйста! Спасибо заранее!

  1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Учитель. Сейчас мы все дружно встанем и будем выполнять только те просьбы учителя, которые сопровождаются этикетным междометием «ПОЖАЛУЙСТА».

А) Упражнение «Правильное дыхание» Поговорим о дыхательной гимнастике. Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное (вдох, выдох, пауза), причём выдох несколько длиннее вдоха. Пожалуйста, давайте попробуем правильно дышать и повторим правильное дыхание 5 раз!

Б) Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5 раз. Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох». Пожалуйста, повторяйте за мной (вместе с детьми учитель выполняет упражнение 5 раз).

Примечание. Эти же упражнения рекомендуются для вокалистов. А ещё считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

А) Игра «Кто больше?» (продолжаем заполнять нарисованную ранее схему с разрядами междометий по значению)

За 2 минуты необходимо записать как можно больше междометий, разбив их на 3 группы (а) эмоциональные, б) побудительные, в) этикетные).

(Эмоциональные: О!, БОЖЕ!, БОЖЕ МОЙ!, ЭГЕ-ГЕ! А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, ЕЙ-ЖЕ-ЕЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, БАТЮШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, УХ, ЭХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, КАРАУЛ, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ…

Побудительные: БАЦ!, БИС!, АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, НУ, КАРАУЛ, ТСС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ШАБАШ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ, НО, ТПРУ…

Этикетные: ЗДРАВСТВУЙ(ТЕ), ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ(ТЕ), ИЗВИНИ(ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРИВЕТ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Б) Творческое упражнение (СЛАЙД)

Вставьте подходящие по смыслу междометия, выделите их знаками препинания, если это необходимо, определите разряды по значению и структуре.

  1. Как красиво весной в лесу! (О!)
  2. Мы победили! (Ура!)
  3. Каникулы кончились. (Увы,)
  4. Возвращайся скорее, мама (Ну,)
  5. Коля, принеси мою книгу. (Пожалуйста,)
  6. Как больно! (Ой,)
  7. Мурка, уйди! (Брысь!)
  8. Не кричите! Тихо! (Тсс!)
  9. Родина! Как люблю я тебя! (О)
  10. Как страшно! (Ужас,)
  11. Я не смогу присутствовать при игре. (Увы,)
  12. Какая красота кругом! (Ах!)
  13. Сидоров, пойдем на рыбалку! (Эй,)
  14. Какая невкусная каша. (Фу-у-у!)

В) Игра «Аукцион»

Учащиеся по очереди называют междометия сначала НЕПРОИЗВОДНЫЕ, потом – ПРОИЗВОДНЫЕ. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.

  • НЕПРОИЗВОДНЫЕ: ох, ах, эй, увы, эх, ох, ау, алло!, брр, хе-хе-хе, тсс и др.
  • ПРОИЗВОДНЫЕ: стоп!, марш!, вон!, пли!, цып-цып, бух!, дудки! Господи!, батюшки!, пожалуйста и др.)

Г) Самостоятельная работа по КАТ (СЛАЙД)
Комплексный анализ текста (текст спроецирован на слайде или выдаётся школьникам как раздаточный материал). Определите тему и основную мысль текста. Объясните правописание пропущенных орфограмм и пунктограмм. Дайте объяснение подчёркнутым буквам, выделите графически те морфемы, в которые эти буквы входят. Выполните обозначенные виды разбора.

В классе было шумно4. До урока ост…валось2 еще минут 10, но дискуссия уже разгорелась3.

– Вот, например, если я сижу в автобусе, – говорила Лида Петрова, – и входит ст…рушка, я ей сразу место уступаю.

– Ой, это каждый дурак знает! – закр…чал Романов Саша. – А еще надо сказать: «Садитесь пожалуйста!» Поняла, ворона?

– Фи, ты что, с пр…ветом! – воскликнул Дима Ковалёв. – Надо сказать этой3 ст…рушке: «Будьте любезны садитесь пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место.

– Тьфу да пока ты будеш… говорить свои длинные речи, ст…рушка, может, вообще вылез…т из автобуса! – вмешался Миша Маслов.

Вдруг прозвенел звонок…

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Как характеризует участников диалога представленный разговор?
  2. Найдите в тексте и выпишите слова, которые выражают эмоции ребят. Как называется эмоция, выраженная междометиями ОЙ, ФИ, ТЬФУ? (Пренебрежение.)
  3. Какие слова необходимо исключать из речи (на примерах из текста)? Как они называются? (Словами-паразитами.)
  4. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (СЛАЙД)

Учитель. Сейчас я зачитаю утверждения. Если утверждение неверно, произносим хором «НЕТ!», если верно – «ДА!»:

  • Междометие — это самостоятельная часть речи. (НЕТ)
  • По структуре междометия бывают производными и непроизводными, по значению – эмоциональными, побудительными и этикетными. (ДА)
  • Междометия чаще всего употребляются в письменной речи, нежели в устной.
  • В художественной речи междометия чаще всего используются в диалогах. (ДА)
  • Междометие — это служебная часть речи. (НЕТ)
  • Междометие — это особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения или побуждения. (ДА)
  • Междометия произносятся с особой интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое ими передаётся. (ДА)
  • Междометия являются членами предложения. (НЕТ)
  • Междометия и звукоподражания, образованные повторением основ, пишутся через дефис. (ДА)
  1. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 45 минут, это тоже часть нашей жизни, поэтому важно, как мы живем в это время. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут.

Поднимите карточку с соответствующей буквой!

А — Ах, как хорошо и замечательно!

ББа! Было интересно! Как же мне всё понравилось!

ВВах! Но УФ… Сложно!

ГГм! Эге! Ого! Эх и Ах! Но все же ОХ!

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (объявление отметок, пожелания)
  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(СЛАЙД )

1). Обязательное задание для всех:

П. 63 (записать в тетрадь для конспектов и выучить теоретический материал параграфа).

2). Индивидуальное задание (по желанию):

Кратко рассказать об этимологии междометий БАЮ-БАЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА и др.

(Примеры.

Баю-бай (родное, знакомое  всем с детства междометие). При укачивании ребёнка обычно употребляют  целую цепочку слов: баю-баюшки-баю. Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуйте! Самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече! Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. «Здравствуйте» буквально значит «будьте здоровы», так как образовано от слова «здравие».

Спасибо и пожалуйста – эти два слова – междометия вежливости – совершенно различны с точки зрения своего происхождения. Междометие «спасибо» возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания «спаси Бог» (конечное «г» со временем отпало).

Слово «пожалуйста» было образовано от слова «пожалуй» и суффикса —ста. Исходное слово «пожалуй» образовалось, очевидно, от «пожалую»«отблагодарю».)

3). Обязательное задание по выбору:

А) Сочинение-миниатюра на тему «Волшебные слова».

Б) Упр. 373, 375.

В) Выписать из стихотворения А. Блока «Сны» и баллады В. Жуковского «Светлана» все междометия, определив их разряды по структуре и значению.

Александр Блок

Сны

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница… а няня
Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латах
Трогает коня
И мани’т и мчит куда-то
За собой меня…

За моря, за океаны
Он мани’т и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый свет лампадки
Светит в очи ей…

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены…

С кем там бьется конник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей…

И сквозь дремные покровы
Стелятся лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? — Внемлю… сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!

Василий Андреевич Жуковский

Светлана

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит.

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит…

Вот… легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

Занялся от страха дух…

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут… пусто все вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!»

Пуще девица дрожит,

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: п е ч а л ь!

Кони торопливы

Чутко смотрят в черну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали.

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться – следу нет…

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит…

Дверь шатнулася… скрыпит…

Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится…

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье…

Чу, Светлана!.. в тишине

Легкое журчанье…

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвец шевелится…

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь – на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг… в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы…

Что же девица?.. Дрожит…

Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул..

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами…

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась…

Глядь, Светлана… о творец!

Милый друг ее – мертвец!

Ах!… и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит… Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет…

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо – бедствия рука;

Как приятней ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.