Мотивация познавательной деятельности виртуальной группы

Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе

с использованием ДОТ

Разработчик Пимонова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», г. Красногорск

Дата 15 февраля 2022г.
Класс 8 с нарушениями ЗПР
Тема урока «Предложения с вводными конструкциями»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Цель урока ·     Уметь находить в предложении вводные слова и конструкции;

·     Уметь различать вводные слова от слов-омонимов.

Формировать УУД ·        Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

·        Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

·        Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

·        Познавательные УУД: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы по заданной теме.

Ожидаемые результаты ·     Предметные:  умение находить в предложении вводные слова и предложения, умение различать вводные слова от слов-омонимов.

·        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, повышение заинтересованности к учебной деятельности.

·        Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности и анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Оборудование

Виды используемых на уроке средств ИКТ

Оборудованное учебное место (компьютер, мышка…), учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, словарь, таблица вводных слов, презентация и тест по теме урока, LMS, видеоурок,
Технологии Технология проблемного обучения, здоровье-сбережения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, ИКТ.
Образовательные Интернет-ресурсы 1.http://www.school-collection.edu.ru

– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.https://learningapps.org/myapps.php

3.https://docs.google.com/forms/u/0/

4. https://lecta.rosuchebnik.ru

5.https://learningapps.org/myapps.php

6.https://lecta.rosuchebnik.ruhttps://learningapps.org/myapps.php, .http://www.school

7. https://svet-v-texte/ru

8. https://jamboard.google.com/u/0/

9. https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all

Формы проведения урока Индивидуальная
Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащегося Выполняет предложенные учителем задания в онлайн-формате.

                                                                

                                                                                                    ХОД УРОКА

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Использованные

ресурсы

Планируемые результаты
    Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности  

Цель:

мотивировать обучающегося на предстоящую работу по теме урока.

Уточняет тематические рамки. Убеждается в готовности обучающегося к уроку.

Помогает учащемуся ответить на проблемный вопрос, связанный с  китайской мудростью (необходимость практической деятельности по освоению знаний).

Готовится к уроку.

 

Осмысление китайской мудрости:

«Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь».
Ответ на вопрос: «Как Вы понимаете эти слова?»

 

Слайд1 (презентация)

Доброе приветствие.

 

Понимание важности практической деятельности. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ранее, и того, что ещё не изучено;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

 

II. Актуализация знаний. Организует фронтальную работу по выполнению заданий, организует заполнение кластера при помощи ментальной карты. Отвечает на проблемные вопросы учителя. Работает с представленными на слайде примерами, заполняет кластер на тему «Осложнённые предложения» с помощью учителя. Вспомни: чем может быть осложнено предложение?

(Однородными членами; обобщающим словом при однородных членах предложения; обращением, вводными конструкциями.)

 

1.Слайд2:

Что можно сказать об этих предложениях?

-Друзья, будем строить дом по моему проекту.

-Ремонт и реставрацию будем осуществлять по-моему.

-По-моему, теоретические знания в любом деле необходимы всем.

2. Кластер выполняется в виде ментальной карты

https://www.mindomo.com/mindmap/b8dde9322cc940f3abb17dbe3a946592

Вспомнить,  чем могут быть осложнены предложения. Регулятивные: работать по плану Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной, письменной форме

Регулятивные: самостоятельно находить и исправлять ошибки.

III. Формулирова-ние темы урока, постановка цели

Цели:

-Подведение ребёнка к формулированию темы и постановке задач урока.

-Составление плана работы.

Выдвигает проблему.

Просит ученика сформулиро-вать тему и цель урока. Уточняет понимание учащимся поставленных целей урока.

 

Формулирует тему урока, ставит цели.

Отвечает на проблемные вопросы, приводит примеры слов-омонимов и корней-омонимов.

 

 

Формулировка ответа на вопросы: «Как отличить вводные слова от слов-омонимов?», «Что такое корни-омонимы?»

 

Слайд3

Тема и цели урока.

 

Повторение и закрепление понятий «слова-омонимы», «корни-омонимы». Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,

формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание.

 

IV. Повторение материала

Цели:

-Выявление ребёнком имеющихся  знаний.

-Развитие умения находить ответы на проблем-ные вопросы.

-Подведение к самостоя-тельному выводу по способу работы с информацией.

 

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональ-ный настрой на восприятие материала урока.

Формулирует задание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащегося на исследование проблемной ситуации.

 

Составляет план достижения цели и определяет средства.

 

 

 

 

 Слайд4

План работы на уроке

 

Вспомнить, что мы знаем о вводных словах, а что нам неизвестно. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с преподавателем в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:                 — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

— составление плана и последовательности действий

V. Исследова-ние материала урока Выдвигает проблему.

Создает эмоциональ-ный настрой на работу с материалом урока.

Формулирует задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

 

Составляет план достижения цели и определяет средства для этого.

 

1. Работа с представленными на слайдах примерами и ответ на вопросы:

а). Являются ли вводным слова ДАЖЕ,

ОБЯЗАТЕЛЬНО?

б). Почему?

2). Выполнение упражнения 264 по учебнику (вспомним правило, с. 157).

3). Запись в словарик слов, никогда не являющихся вводными.

4). Самостоятельное составление предложений (2-3). Разбор ошибок (если есть).

5). Работа с презентацией, содержащей слова-омонимы в системе LMS

1. Слайд5

Мама купила нам шоколад, торт, и даже мороженое.

Я обязательно сдам все экзамены.

2. LMS (презентация)

https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all

 

Запомнить слова, которые никогда не являются вводными и не выделяются запятыми.

Уметь отличать слова-омонимы от вводных слов.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:               — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

— составление плана и последовательности собственных действий.

VI.Динамическая пауза Создаёт эмоциональный настрой для восприятия текста, читает текст под лёгкую музыку Выполняет действия по просьбе учителя Давай представим себя на природе.  Закройте глаза и вспомни тёплое лето, цветущий луг. Опусти глаза, чтобы лучше рассмотреть цветы. Протяни руки вперед – вот на них на секунду присела лёгкая бабочка и вновь вспорхнула. Подними руки вверх, чтобы ощутить воздушное  прикосновение облачка. Поверни голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника… Слайд6 (пейзаж)

 

 
VII. Закрепление   материала

Цель:

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

 

Организует работу по выполнению предложенных  заданий.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

 

Решает типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух

Читает задания, выполняет устно и письменно.

 

Используя вводные слова, вырази различное отношение к тем сообщениям, которые содержатся в предложениях на слайде (устно). Один из приведённых  вариантов прописать в тетрадь. Сравнить с заданным эталоном. Доработать собственный материал.

 

 

1.Слайд6

-Завтра будет хорошая погода.

-Эта повесть нам понравилась.

-Экскурсия будет интересной.

-Дорога была ровная.

-Корабль причалил к пристани.

2.Слайд7

-Конечно, завтра будет хорошая погода.

-Видимо, завтра будет хорошая погода.

-К счастью, завтра будет хорошая погода.

-К удивлению, завтра будет хорошая погода.

Закрепить умение находить в предложении вводные слова и предложения и использовать их для построения предложений. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий учителя.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

VIII. Контролирую-щее задание

Цель:

осознание  обучающимся степени овладения полученных знаний.

 

Организует выполнение самостоятельной работы.

Организует самопроверку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет индивидуальный контроль.

Организует проверку выполнения теста; оценочное высказывание ученика; обсуждение способов решения; поисковую работу, связывая результаты урока с его целями.

Самостоятельно выполняет тест в онлайн-формате. Выполняет самопроверку по образцу, исправляет ошибки (если есть).

 

Работа с онлайн-тестом.

 

 

https://infourok.ru/testConstructor/catalog?page=0&search=&sorting=desc

 

 

 

Умение находить в предложениях вводные конструкции.

 

Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Отмечает степень вовлеченности учащегося
в работу на уроке. 
Формулирует конечный результат своей работы на уроке.

Называет  основные позиции пройденного материала и степень его усвоения (что получилось, что не получилось и почему).

1. Вопросы:

-Мы достигли поставленных целей?

-Чему мы научились?

-Зачем вводные слова используются в речи?

2. Формулировка ответа на последний вопрос с использованием обращения и  вводного слова (письменно).

 

 Слайд8

Друзья, без сомнения, вводные слова делают речь более эмоциональной, выразительной и точной.

 

Уметь правильно использовать обращения и вводные слова для построения предложений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения собственных потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

X. Домашнее задание. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1). Обязательно: просмотр видеоурока на стр. гугл-класса по теме «Вводные слова».

2). Задание по выбору:

1). Стр. 159, упр.269

По данным схемам составить и записать предложения.

2). Придумать и записать по 3 предложения с вводными словами и словами-омонимами.

3). Написать письмо другу с использованием обращений, вводных слов и слов-омонимов.

1.Слайд9

Домашнее задание:

Обязательно:

-просмотр видеоурока на стр. гугл-класса по теме «Вводные слова».

https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all

-в помощь — обобщающая таблица

«Вводные слова»

http://svet-v-texte.ru/russkij-yazyk/sintaksis/vvodnye-slova-i-vvodnye-konstruktsii

 

По выбору:

1). Стр. 159, упр.269.

2). Придумать и записать по 3 предложения с вводными словами и словами-омонимами.

3). Написать письмо другу с использованием обращений, вводных слов и слов-омонимов.

 

 

 

Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы Оборудование
1.http://www.school-collection.edu.ru

– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.https://learningapps.org/myapps.php

3.https://docs.google.com/forms/u/0/

4. https://lecta.rosuchebnik.ru

5.https://learningapps.org/myapps.php

6.https://lecta.rosuchebnik.ruhttps://learningapps.org/myapps.php, .http://www.school

7. https://svet-v-texte/ru

8. https://jamboard.google.com/u/0/

9. https://classroom.google.com/w/NDM5MTU5NjA2MDgy/t/all

1. Учебник для 8 класса. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2019). 1.Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс»/ 4 изд.- М.: Дрофа, 2016.

2.Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под ред. Леканта. – Волгоград: «Учитель», 2016.

1.Оборудование для дистанционного обучения

компьютерная программа Skype,

Операционная система Mac OS

Использованная литература

1.Аникин, А.И. Лексико-семанпгические средства связи вставных конструкций с основной частью предложения. Учён. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. – М.: Просвещение, 1987. — 256 с.

2. Аникин, А.И. Основные грамматические и семантические свойства вводных слов и словосочетаний // РЯШ. — 2006. — №5. C. 90.

3. Бабаицева, В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 2009 — 234 с.

4. Бабайцева, В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 2007. — 456 с.

5. Бабайцева, В.В., Чесиокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват учеб заведений. — 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999. — 200 с.

6. Бархин, К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – Минск, 2008. — 200 с.

7. Белошапкова, В.А., Современный русский язык, синтакси. – М.: 2007. — 145 c.

8. Бепошапкова, В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высшая школа, 2007. — 345 с.

9. Блинов, Г.И. Методика пунктуации в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008. — 176 с.

10. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г.А. Богданова. — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006. — 400 с.

11. Богоявленский, Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М.: Педагогика, 2007. — 300 с.

12. Валгимз, Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М.: Высшая школа, 2009. — 250 с.

13. Величко, Л.И. Работа над текстом при изучении вводных слов // РЯШ. 2000. — №6. — 89 с.

14. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.А. Золотова — 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2006. — 459 с.

15. Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 2003. — 500 с.

16. Глебова, Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. — М.: 2010. — 145 c.

17. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 2008. — 345 с.

18. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Кпобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканга — М.: Высшая школа, 2001. — 200 с.

19. Кустова, Г.И. Синтаксис современного русского языка: учеб. пособие для вузов / Г.И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев — М.: Академия, 2005. — 254 с.

20. Левушкина, О.Н. Учебный модуль для старших классов «Роль заимствованной лексики в современном русском языке» / О.Н. Левушкина, З.В. Глебова // Русский язык в школе. — 2010. — №8. — С. 40-46.

21. Лекант, П.А. Современный русский язык: Учеб. пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков — М.: Дрофа, 2000. — 548 с.

22. Основы методики русского в 4-8 классах / Под ред. Текучева A.B. и др.: 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2003. — 190 с.

23. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д Дейкина, О.М. Александрова, науч. Ред. Н.М. Шанский] — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 400 с.

24. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация / B.B. Бабайцева, Л.Ю. Максимов — Ч.3 — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.

25. Тростенцова, Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л.А. Тростенцова, А.И Запорожец. — М.: Просвещение, 2009. — 300 с.

26. Шапиро, А.Б. О предмете синтаксиса // Тезисы докладов на совещании языковедов вузовских и академических учреждений по теоретическим вопросам синтаксиса — М.: 2010 — 300 c.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.