ФОРМУЛЫ НАПИСАНИЯ частиц НЕ и НИ

ПРАВОПИСАНИЕ приставок НЕ и НИ в отрицательных НАРЕЧИЯХ:

НЕ

НИ

НЕГДЕ НИГДЕ
НЕКОГДА НИКОГДА
НЕКУДА НИКУДА
НЕОТКУДА НИОТКУДА
НЕЗАЧЕМ НИЗАЧЕМ
НИКАК

ПРАВОПИСАНИЕ частиц НЕ и НИ и приставок НЕ и НИ в отрицательных МЕСТОИМЕНИЯХ:

НЕ

НИ

НЕКОГО

НЕЧЕГО

НЕКОМУ

НЕЧЕМУ

НЕКЕМ

НЕЧЕМ

 

НЕ У КОГО

НЕ С ЧЕГО

НЕ К КОМУ

НЕ К ЧЕМУ

НЕ С КЕМ

НЕ ЗА ЧЕМ

 

НИЧТО

НИКОГО

НИЧЕГО

НИКОМУ

НИЧЕМУ

НИКЕМ

НИЧЕМ

НИКАКОЙ

НИКАКОВ

НИЧЕЙ

НИСКОЛЬКО

НИ ЗА ЧТО

НИ ЗА КОГО

НИ ИЗ-ЗА ЧЕГО

НИ К КОМУ

НИ К ЧЕМУ

НИ С КЕМ

НИ С ЧЕМ

НИ ЗА ЧЕМ

НИ О КОМ

НИ О ЧЁМ

НИ ПРО КОГО

ПРАВОПИСАНИЕ частиц НЕ и НИ и приставок НЕ и НИ в неопределённых МЕСТОИМЕНИЯХ:

НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕКИЙ, НЕСКОЛЬКО

ПРАВОПИСАНИЕ частиц НЕ и НИ (формулы):

  1. НЕ = ОТРИЦАНИЕ: не пришёл, не услышишь, не светит, не поздороваться, не слушаем, не освоено, не признан, не выгнут, не рад, не нужно, не должен.
  2. НЕ МОГ + НЕ (или НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО + НЕ) = УТВЕРЖДЕНИЕ:

НЕ мог НЕ  услышать (услышал)

НЕ мог НЕ сказать (сказал)

НЕ могу НЕ  понять (пойму)

НЕ смогут НЕ  выполнить (выполню)

НЕ можешь НЕ встретить (встретишь)

НЕ можем НЕ прочитать (прочитаем)

НЕ можете НЕ принять (примем)

НЕЛЬЗЯ НЕ согласиться (нужно согласиться)

НЕЛЬЗЯ НЕ предпринять (нужно предпринять)

НЕЛЬЗЯ НЕ выиграть (нужно выиграть)

ПРИМЕЧАНИЕ: НЕЛЬЗЯ + НИ.., НИ… = УСИЛЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ:

Об этом НЕЛЬЗЯ было НИ увидеть, НИ услышать.

Его НЕЛЬЗЯ было НИ понять, НИ поддержать.

  1. НИ + СУЩ. в Р.п. = ОТРИЦАНИЕ: На улице НИ ДУШИ

На небе НИ ОБЛАЧКА

На клумбе НИ ЦВЕТОЧКА

В лесу НИ ГРИБОЧКА

  1. НЕТ (или другое отрицание с НЕ) + НИ = УСИЛЕНИЕ ОТРИЦАНИЯ:

На улице НЕТ НИ ДУШИ

На небе НЕ ВИДНО НИ ОБЛАЧКА

На клумбе НЕТ НИ ЦВЕТОЧКА

В лесу НЕ НАЙТИ НИ ГРИБОЧКА

  1. СПП с придаточным времени и подчинительным союзом ПОКА + НЕ = УТВЕРЖДЕНИЕ:

Мы гуляли, ПОКА НЕ солнце не закатилось за горизонт. (Солнце закатилось за горизонт.)

Мы читали до тех пор, ПОКА НЕ захотели спать. (Мы захотели спать.)

Ребята находились на прогулке, ПОКА НЕ стемнело. (Стемнело.)

Мама занималась своими делами, ПОКА НЕ проснулись дети. (Дети проснулись.)

  1. КАК

ГДЕ

КОГДА

ОТКУДА       

ЧТО         + НИ в СПП = УТВЕРЖДЕНИЕ

КТО          

КОГО

ЧЕГО

КОМУ и т.д.

КТО с ним НИ общался, все были восхищены его начитанностью. (С ним общались? – ДА.)

  1. КАК

ГДЕ

КОГДА

ОТКУДА       

ЧТО         + НЕ в СПП = ОТРИЦАНИЕ

КТО          

КОГО

ЧЕГО

КОМУ и т.д.

КТО с ним НЕ общался, тот знал его мало. (С ним общались? – НЕТ.)

  1. КАК

ГДЕ

КОГДА

ОТКУДА       

ЧТО          + НЕ в ПРОСТОМ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОМ или ВОПРОСИТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ =                                                                                   УТВЕРЖДЕНИЕ

КТО          

КОГО

ЧЕГО

КОМУ и т.д.

Кто только с ним НЕ общался! (С ним общались? – ДА.) 

Разве НЕ замечательна наша жизнь? (Замечательна? — ДА.)

  1. ЗАПОМНИТЬ:
НЕ РАЗ = МНОГО РАЗ

НИ РАЗУ = НИКОГДА

НЕ ОДИН = МНОГО

НИ ОДИН = НИКТО

Он НЕ РАЗ нам об этом рассказывал (много раз).

Он НИ РАЗУ нам об этом не говорил (никогда).

 

Он был НЕ ОДИН (их было больше одного).

НИ ОДИН из них об этом не знал (никто не знал).

НЕ КТО ИНОЙ (или ДРУГОЙ), КАК…

НЕ ЧТО ИНОЕ (или ДРУГОЕ), КАК…

НИКТО ИНОЙ (или ДРУГОЙ)…

НИЧТО ИНОЕ (или ДРУГОЕ)…

Это был НЕ КТО ИНОЙ, КАК Пётр.

Мы видели НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК айсберг.

НИКТО ДРУГОЙ не смог прийти.

НИЧТО ИНОЕ нас не интересовало.

11. В предложении с однородными членами часто происходит процесс субстантивации (перехода из одной части речи в другую), и мы начинаем иметь дело с сочинительным (соединительным)  СОЮЗОМ НИ… НИ… (= И… И…):

НИ брат, НИ сестра об этом НЕ догадывались. (= И брат, И сестра об этом не догадывались.)

НИ о старом, НИ о новом

Мы НЕ знали НИЧЕГО! (С. Михалков) (= И о старом, И о новом // Мы не знали ничего.)

Из-за темноты НЕЛЬЗЯ было НИ читать, НИ писать. (= Из-за темноты нельзя было И читать, И писать.)

ВНИМАНИЕ (!) 

Частицу НИ в предложении можно опустить без изменения смысла!

НИ о старом, НИ о новом // Мы НЕ знали… (= О старом, о новом мы НЕ знали…)

Частицу НЕ опустить невозможно  без изменения смысла всего предложения!

НИ о старом, НИ о новом // Мы НЕ знали… (= ОТРИЦАНИЕ)  (Ср.: О старом, о новом мы знали… = УТВЕРЖДЕНИЕ.)

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Распределите предложения на 3 группы: 1) сначала выпишите предложения с отрицанием и частицей НЕ при глаголе; 2) далее — с двойным отрицанием при утверждении (НЕ мог (или НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО) + НЕ). 3) в следующую группу включите предложения с частицей НИ со значением отрицания (НИ + сущ. в Р.п.) или усиления отрицания (НЕТ (НЕ) + НИ). Раскройте скобки и вставьте пропущенные орфограммы. Заключите формулы написания частиц НЕ и НИ в прямоугольник. 1) Н(…)огня, н(…)ч…рной хаты… Глушь и снег… (А.С. Пушкин) 2) (Н…)кричи, (н…)куда отсюда я (н…)пойду. (Л.Н. Толстой) 3) (Н…)дождёшься ты такого благодатного денёчка! (А. Плещеев) 4) (Н…)звука русского, (н…)русского лица (н…)где (н…)встретил. (А.С. Грибоедов) 5) Бояться (н…)надо (н…)дождя, (н…)града. (В.В. Маяковский) 6) (Н…)льзя (н…)любить своей Родины. (А. Грин) 7) Помнишь: мы (н…)ждали (н…)дождя, (н…)грома, // Вдруг застал нас ливень д…леко от дома. (А. Майков) 8) Да и (н…)возможно (н…)посетить её (Москву)! 9) Я (н…)мог (н…)проведать друга. (А. Грин) 10) Что за тишь! (Н…)клонит ветер (н…)былинки, (н…)цветочка. (А. Плещеев) 11) (Н…) власть, (н…) жизнь меня (н…)веселят!.. (Пушкин) 12) (Н…)кто (н…)знал и (н…)видал этой внутренней жизни Ильи Ильича. (И.А. Гончаров) 13) Птицы (н…)пели, даже соловьи молчали. (И.А. Бунин) 14) Но толпы б…гут, (н…)замечая (н…) его, (н…) его тоски (А.П. Чехов).
  2. Перепишите, вставляя орфограммы в словах и объясняя их выбор. Раскройте скобки, объяснив написание частиц НЕ и НИ и приставок НЕ- и НИ-. Над словами с НЕ и НИ надпишите, к какой части речи они относятся. Графически объясните постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения. Постройте схему 2-го предложения. 1) Перед б…лконом была утопта…ая площадка, и Сергей расст…лал на ней коврик, а дедушка, установив шарманку, пр…готовился в…ртеть ручку, как вдруг (н…)ожиданное зрелище пр…влекло их вн…мание. (А.И. Куприн) 2) Оленин был юноша, (н…)где (н…)окончивший курса, (н…)когда (н…)служивший, (н…)избравший себе (н…)какой к…рьеры и (н…)когда (н…)чего (н…)делавший. (Л.Н. Толстой) 3) Покорная пр…рода ц…пенела в молчании. (Н…)ветра, (н…)бодрого, свежего звука, (н…)облачка. (А.П. Чехов) 4) …Ужель (н…)бранный шум, // (Н…)ратные труды, (н…)ропот гордой славы, // (Н…)что (н…)заглушит моих пр…вычных дум? (А.С. Пушкин) 5) (Н…)нужно для меня (н…)блага богачей, // (Н…)почестей пр…вителей могучих; // Отдайте только мне спокойствие полей // И глуш… лесов др…мучих. (С. Дрожжин)
  3. Перепишите, вставляя орфограммы и объясняя правила написания частиц НЕ и НИ. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический разбор 1-го и последнего предложений. 1) Что(бы) ты (н…)делал, ты всегда должен помнить что живёш… на свете (н…)один. Тебя окружают другие люди, твои бли…кие, твои т…варищи. Ты должен вести себя так что(бы) им было легко и пр…ятно ж…ть рядом с тобой. (А. Дорохов) 2) Лётчик (по)настоящему поверил, наконец, что этот ч…рный, (н…)весомый ч…ловек действительно (н…)кто иной, как Алексей Мересьев, его бывший товарищ, его друг. (Б. Полевой) 3) Без чтения нет настоящего обр…зования, нет и (н…)может быть (н…)вкуса (н…)слога (н…)многосторонней шири пон…мания… (А. Герцен) 4) Всякое ра(с, сс)тавание грустно. Ведь (н…)когда (н…)увидишь ты (н…)этой деревушк… (н…)этих людей, этой тропы, леса, чащ, гор. (Н. Сладков) 5) И какой(же) русский (н…)любит быстрой езды! (Н.В. Гоголь) 6) Кто только (н…)побывал в Москве!.. 7) Что только (н…)случается в море! (А. Грин) 8) Что(бы) спастись от комаров заб…раются иногда лоси в воду. (Н…)воды (н…)больших вязких б…лот (н…)глухой чащ…бы (н…)страшат(?)ся эти сильные звери. (И. Соколов-Микитов)  
  4. Перепишите, вставляя орфограммы и объясняя правила написания частиц НЕ и НИ. Выполните синтаксический разбор двух последних предложений. 1) Кто с ним (н…)общался, тот вряд ли был о нём хорошего мнения. Кто с ним (н…)общался, все были восхищены его начитанностью. Кто только с ним (н…)общался! 2) Кто (н…)узнаёт имён Толстого и Достоевского, тот лишает себя достойного образования. Кто (н…)знал этого человека, всякий радовался встрече с ним. И кто (н…)знает стихов Пушкина! 3) Кто (н…)читал эту книгу, тот многое потерял. Все, кто (н…)читал эту книгу, восхищались её содержанием. И кто же (н…)читал эту книгу? 4) Что(бы) она (н…)кому (н…чего) (н…)сказала, Артур написал ей письмо с объяснениями. Что(бы) она (н…)сказала, всё было направлено против неё. Что только она (н…)говорила! 5) Сколько ему об этом (н…)говорили, он (н…)слушал. Сколько ему об этом (н…)говорили! 6) Кто (н…)придёт, всех встретят радушно. 7) И тот, кто с песней по жизни шагает, тот (н…)когда и (н…)где (н…)проп…дёт. 8) Старичок продолжал заниматься работой, пока (н…)слёг в постель (из)за болезни.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.