Сочинение-рассуждение «Что такое жестокость?»

Текст для анализа (по А. Лиханову)

(1)Есть ли цена жестокости, коли она не от войны? (2)Время безмерной тяжести, не меняет ли оно цену на радость, обиду, ненависть? (3)Большое горе, неутешные слёзы, безмерное ликование — не разменивают ли они в мелочь все другие чувства, которыми награждён от рождения каждый человек? (4)А если да?.. (5)Как ужасно, как страшно это! (6)Горевать только при виде смерти, считать жестокостью лишь убийство, мерой счастья избирать одну собственную сохранность, во всех остальных случаях лишь равнодушно пожимая плечами: мол, бывает, дескать, случается, но главное — не это… (7)Главное — всё, вот что. (8)Согласен: есть на белом свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может, не должно его быть. (9)Есть великое горе, но нет горя простенького, обычного, есть горе. (10)Есть необыкновенная радость, и кто станет спорить, что она дороже обыкновенного счастья, что она ценнее маленькой радости. (11)Копеечных, мелочных чувств не надо. (12)Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники. (13)Так вот этот — и не щелястый даже, а полупустой какой-то, условный забор — отсекал наш двор от детской поликлиники и упирался в конюшню. (14)В ней ночевала смиренная кобыла Машка. (15)Ах, как хотел я прокатиться на ней, как жалел её и как мечтал дружить с ней! (16)Вечерами, когда кончался её рабочий день, я прижимался ухом к стене конюшни и слушал, как в темноте хрупает сено Машка, переминается с ноги на ногу и тяжко вздыхает. (17) А лупили Машку почём зря. (18)Я не слыхивал её голоса, она ни разу не заржала, сколько я помню, только вздыхала, и тогда я звал её через стенку: — Машка! (19)Машка! (20)Лошадь умолкала, переставала жевать сено, прислушивалась, видать, потом снова принималась за еду, вздыхая ещё пуще и чаще. (21)Видно, душой принимала моё сочувствие и не скрывала от меня своё настроение и свои мысли. — (22)Эх, Машка! — вздыхал я. (23)И откуда же достался Машке такой жестокий конюх? (24)Была бы Машка моей! (25)Никогда бы её не ударил! (26)И ведь видит, знает, что лошади больно, а лупит, этот Мирон! (27)Ему что дерево, что животина — всё одно. (28)Но однажды случилась беда. (29)Его убила тихая кобыла Машка. (30)Он лупил её, как всегда, и ничего не ждал, никакой опасности от своей старой лошади, но много лет битая Машка вдруг зароптала, заходила на поводу перед своим хозяином, блеснула расширенным зрачком, поднялась на задние ноги — неуверенно, неумело поднялась, видать, с детства своего так не вставала, играя, а тут поднялась, заржала диким, тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина. (31)0н крикнул — негромко, хрипло, — упал. (32)Мирон кряхтел, точно ему дали под дых, то открывал, то закрывал рот. (ЗЗ)Приехала «скорая». (34)Его увезли. (35)Вот и всё. (36)Машка убила конюха, он умер в больнице через несколько дней от сильного внутреннего кровоизлияния. (37)Случилось то, что выбрал сам конюх Мирон. (38)Его убила собственная жестокость. (39)А может, неизбывная обида, тоска, неизвестное мне прошлое — их не увидишь, не поймёшь, не рассудишь… (40)Никого-то он не любил, не щадил. (41)Иззлобился, мотал свою душу, терзал свою кобылу, а может, раньше всего, себя терзал, вычернил. (42)Ах, дядька Мирон! (43)Пожалел бы ты кого! (44)Может, в этом было твоё спасение! (45)У каждого времени своя жестокость. (46)А доброта — одна, на все времена.

Внимательно прочитайте задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жестокость?»,  взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) при­мера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а вто­рой — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение

Что такое жестокость?

Вариант 1

Жестокость – это такое поведение человека, которое проявляется по-разному: в злостных поступках, злых, обидных  насмешках, издевательствах и даже побоях. Жестокости можно противопоставить следующие слова: доброта, милосердие, жалость, сострадание, человечность. Люди, позволившие войти в свою душу жестокости, – это эгоисты, думающие только о себе, не умеющие сострадать чьей-то боли.

Приведу пример из текста Альберта Лиханова, в котором повествуется о конюхе Мироне, беспощадно лупившем свою старенькую, безропотную лошадку Машку. Рассказчик даёт этому «человеку» такую характеристику: «Ему что дерево, что животина – всё одно» (пр. 27). Я написала «человеку» в кавычках неслучайно: ведь от слова человек образовано слово человечность. А человечность, как было указано выше, синоним слову доброта. Невозможно себе представить, чтобы человек так жестоко обращался с живым существом! Мирон получил по заслугам: когда Машка сделала попытку защитить себя от его издевательств, она случайно его убила. Всё в этой жизни возвращается бумерангом.

Мне очень нравятся слова песни «На то тебя Господь благословил» в исполнении дуэта «Счастливый случай», в который входили супруги Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, ныне ушедший из жизни. Всякий раз слушаю эту песню с замиранием сердца. Все предыдущие мои размышления хорошо подтверждаются строками из неё:

Добро и зло, что делал для других,
Обратно возвращаются вдвойне.

Если бы все люди осознавали смысл этих слов, вряд ли «мироны» продолжали бы существовать на земле.

Подводя итоги по главной теме, прихожу к выводу: жестокость делает человека несчастным, поэтому  нет смысла становиться таковым.

Сочинение-рассуждение

Что такое жестокость?

Вариант 2

Жестокость – безнравственное человеческое качество, основанное на бессердечии, беспощадности, немилосердии. Я думаю, что оно может проявляться в людях по причине желания самоутвердиться за счёт более слабого или же из ложного осознания собственного превосходства над другими людьми. Объектом жестокости могут стать как люди (и взрослые, и дети), так и животные.

Высказанное мнение доказывает текст Альберта Лиханова. Конюх Мирон издевается над беззащитным животным, видимо, срывая на нём свою злость на окружающий мир, который его не устраивает. Жестокость конюха показана в предложениях 17, 26, 27. Рассказчик сочувствует «смиренной» лошади, желая хоть как-то её утешить (пр. 21). Но измученное животное настолько устало от издевательств хозяина, что не выдержало: «…много лет битая Машка вдруг зароптала… поднялась, заржала диким, тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина». Конюх умер. Этот факт говорит о том, что зло рано или поздно будет наказано.

В повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с разными людьми. Но меня более всего удручает информация из истории о фашизме. Идеология, основанная на коварстве и бездушии, вызывает отвращение. Применение притеснений и телесных издевательств со стороны фашистов во время Великой Отечественной войны повлекли за собой мировую скорбь и оставили неизживаемый рубец в народной памяти. По моему мнению, фашизм – это проявление высшей меры жестокости.

Итак, говоря о жестокости, хочу ещё раз подчеркнуть: ничто не проходит бесследно, а поэтому в мире необходимо уничтожать всякое зло на корню.

Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!

Поделиться ссылкой:

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Спасибо, очень интересная статья. Особенно для тех, у кого впереди экзамены.

  2. Обращайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.