Сочинение-рассуждение «Что такое честь?»

Текст для анализа (по О. Павловой)

(I)  Лето.  (2)Солнце разливает мёд по сотам дворов, рас­крашивает яркой зелёнкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: «На воротах Пашка и Митька!» (б)Футболисты! (б)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: «Домой!» не разобьёт последнюю пару, уже в тем­ноте гоняющую мяч.

(7) Как и в моём детстве.

(8) Помню,     мальчишкой идёшь по бульварам, утоплен­ным в аромате черёмухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листовёрток. (9)Возьмёшь та­кой в руки, и, если не уснула в нём в предвкушении крыль­ев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь её хрупкий кокон — и подарит, встревоженная, давно забытую историю…

(II) Был  у нас во дворе дед.

(12) Обычно   он появлялся ранним утром, доходил, при­храмывая, до лавочки под тенистой раскидистой черёмухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.

(13)Чей    это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (Іб)Детству не интересна старость.

(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летне­го двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишка­ми соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.

(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька гру­дью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь ко­манды и славу лучших голкиперов школы, нам и не прихо­дилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и вла­стители турнирного календаря!

(23)Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошёл их, опираясь на палочку, и ушёл со двора. (25)«Согнали старика», — нахмурился мой отец.

(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлечённые игрой, и ему пришлось об­ратить на себя внимание негромким окликом:

(28)— Орлы! (29)А ну, подь-ка сюда!

(30)Дед принёс нам мяч. (31)Настоящий, из чёрно-белых шестиугольников, тугой — не чета нашему затёртому серо­му сдутышу! (32)«Чего рты раззявили? (33)А ну на поле — марш!» (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал на­стоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул.

(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напу­скное презрение к футбольным советам отцов, наши пози­ции в мальчишеском рейтинге игроков — всё отрезал и ос­тавил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали рав­нение на сухонькую фигурку в тени черёмухи.

(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьёй. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обхо­дить противников и прорываться к их воротам. (40)У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещённый приём или осмеливался схитрить или позволить себе играть вполноги. (42)Дед не выкрикивал имён, но каждый, замирая, думал: «Не мне ли свистят?», и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и ка­ждый старался не подвести старика. (43)3а какие-то три ме­сяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дис­циплинированной и почему-то самой дружной командой района.

(44) А потом дед пропал.

(45) Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришёл домой, толкнул открытую дверь — родители, видимо, только что сами вернулись с ра­боты — неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: «Как же Коле объяснить, что де­да больше нет?».

(47)— Мама?!

(48)Она      обернулась, ахнула:

(49)— Колечка, мы хотели сказать…

(50)…Во всём нашем пацанячьем детстве не было слёз горше…

(51) Детство не знает оправданий смерти…

(52)Наша дворовая команда продержалась до самого вы­пускного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведе­ния. (54)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (55)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черёмуховому деду усомниться в том, что его уроки честности — перед командой, против­ником и, в первую очередь, перед самим собой — прошли не зря.

(По О. Павловой)

Внимательно прочитайте задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами опреде­ление. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь?»,  взяв в качестве тезиса данное Вами опре­деление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) при­мера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а вто­рой — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение

Что такое честь?

Вариант 1

Я считаю, что честь – это не просто качество человека, а целый «букет» высоконравственных качеств: ведь это понятие включает в себя и строгое умение быть правдивым, и справедливое отношение к людям, и способность сохранять в себе чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.

Человек, обладающий честью, способен за короткий срок снискать уважение окружающих. В рассказе О. Павловой на деда не обратили бы и внимания (автором тонко подмечено: «Детству не интересна старость»), не обладай он перечисленным набором качеств. Однако старый человек очень быстро стал для ребят-футболистов эталоном чести. «3а какие-то три ме­сяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дис­циплинированной и почему-то самой дружной командой района», – вспоминает рассказчик. Вот почему ребята ощутили большую утрату, когда не стало человека, прочно заложившего в них понятие о чести.

Большая ценность такого понятия, как честь, провозглашена и в фольклоре, и в художественной литературе. «Береги платье снову, а честь смолоду», – гласит народная пословица, главная часть которой явилась эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такие герои произведения, как Гринёвы и Мироновы, вызывают всеобщее уважение, потому что наделены могучей духовной силой с названием честь.

По моим наблюдениям, люди чести всегда притягивают к себе, как магнитом. Рядом с ними чувствуешь себя надёжно и комфортно. Великое дело – взращивать в себе достоинство!

Сочинение-рассуждение

Что такое честь?

Вариант 2

Честь – это качество человеческой личности, которое не допускает «запятнанной» репутации, потому что пускает корни из самых достойных качеств: порядочности, честности, верности слову и делу, справедливости. Честью мундира отмечают репутацию военных людей, честью белого халата – репутацию врачей. Если говорят, что какой-нибудь поступок делает вам честь, значит, этот поступок заслуживает уважения.

Читая текст О. Павловой, понимаешь, насколько приятно иметь дело с людьми чести. «Неприметный» дедушка, прививший ребятам чувство дружбы и собственного достоинства, служит примером честного и уважаемого всеми человека. Мальчишкам, приверженцам футбола, старичок не давал ни схитрить при игре, ни применить запрещённый приём (пр. 41). Поэтому ребята воспитывали в себе честное, ответственное отношение к делу, уважение друг к другу: «…каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и ка­ждый старался не подвести старика». Наверное, каждый из нас считался бы счастливчиком, окажись на месте этих пацанов. Когда рядом с подростками находятся такие люди, как главный герой приведённого произведения, они не могут не стать достойными людьми.

Листая страницы художественной литературы, находишь огромное количество афоризмов, связанных с понятием честь. В подтверждение приведу некоторые запомнившиеся цитаты. У Ф.М. Достоевского есть такие строки: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». Французский писатель Ромен Роллан писал: «Честь – вот истинная красота». А в словаре языка А.С. Пушкина это слово употребляется 340 раз. Поэт не раз отмечал, что для него важна неприкосновенность имени и чести «…во всех уголках России».

Мне кажется, в современном обществе понятие о чести несколько утратило своё значение – и это очень печальное наблюдение. Такого нельзя допускать: священное слово «честь» требует немедленного возрождения!

 

Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 05.08.2019 — 16:41

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо за полезную информацию!:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.